1 /
К 20-летию перенесения мощей праведного Алексия Мечёва
PDF версия

Перенесение мощей святого праведного Алексия Мечёва в храм святителя Николая в Клённиках 29 сентября 2001 года стало одним из очевидных свидетельств того, что возрождение Русской Церкви после гонений – это дело Божие.

Тогда, двадцать лет назад, улицы Москвы заполнились огромным крестным ходом, сопровождавшим обретенные мощи любимого московского старца на улицу Маросейка в храм святителя Николая в Клённиках, где отец Алексий прослужил 30 лет – с 1893 до 1923 г. Вспоминая эти события, ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев рассказывает: «Мощи отца Алексия обрели на Немецком кладбище. Мне довелось быть там, мы стояли и молились, пока обретали мощи. Потом эти мощи были отвезены в Новоспасский монастырь, где их омыли, обследовали, приготовили к возвращению в Николо-Клённиковский храм. 29 сентября огромный крестный ход двинулся из Новоспасского монастыря в Клённики. Патриарх Алексий встречал крестный ход на Маросейке, а мы пешком прошли весь этот путь с мощами. Это было, конечно, величайшее ликование, подобного в Москве больше с тех пор не было. Из всех храмов выходили священнослужители, пели тропарь. Это было небывалое, очень памятное событие. С великим торжеством принесли мощи в нижний храм, где настоятель отец Александр Куликов1 уже приготовил раку. Так совершилось это замечательное прославление»2.

Это описание всенародного ликования, как это ни удивительно, напоминает церковную Москву 1923 года, когда 28 июня город провожал на Лазаревское кладбище3 почившего старца Алексия Мечёва. Незадолго до своей кончины отец Алексий сказал пастве: «Когда я умру, вам будет большая радость». Это предсказание исполнилось, когда в день его похорон освободился находившийся под арестом Святейший Патриарх Тихон. Сразу из тюрьмы он отправился на Лазаревское кладбище служить панихиду при огромном стечении народа.

Начало знаменитой Маросейской общины было положено пастырским подвигом отца Алексия Мечёва. Прежде всего отец Алексий вернул в приходской храм полноценную богослужебную жизнь – соответствующую уставу, с утренями, вечернями, всенощными бдениями, с ежедневным служением Божественной Литургии. Отец Алексей говорил: «Мне хотелось дать Москве один храмик, где каждый верующий именинник при желании мог бы услышать в день своего ангела величание своему святому». Также отец Алексий посвятил себя духовническому служению, то есть той форме пастырского окормления и постоянного руководства, которая была ранее недоступна вне монастырей. Благодаря этому одной из особенностей жизни Маросейской общины становится регулярное частое причащение, выстраивание жизни христианина вокруг Евхаристии. Богослужение и духовное окормление помогли отцу Алексию создать своеобразный «монастырь в миру», когда приобщение к вечности во время богослужения продолжается и за пределами храма, когда живущий в миру христианин старается поставить свою семейную жизнь, работу, жизненные обстоятельства перед глазами Христа, все делать для Бога и для вечности.

После кончины отца Алексия маросейская община не прекратила свое существование: его сын протоиерей Сергий Мечёв сохранил и развил то, чем жила община, «дав ей место в традиции»4. Следуя древнерусской практике, отец Сергий называл Маросейскую общину «покаяльной семьей», но подчеркивал: «Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья», связанная общей молитвой не только с духовником, но и друг с другом, а также со всеми святыми, так как богослужение позволяет познать святоотеческий опыт молитвы и аскезы и войти в него.

Эта духовная связь позволила маросейской общине выжить и после того, как в 1932 году их родной храм был закрыт и разорен, после ареста, ссылки и расстрела отца Сергия, после того, как многие члены этой общины пострадали как исповедники5. По словам отца Владимира Воробьева, «эта духовная семья не только прошла весь советский период, но и питала очень многих замечательных людей, среди которых был целый ряд известных священников и деятелей нашей Церкви». Возрождение храма святителя Николая в Клённиках, начавшееся в 1990 году, позволило маросейской общине вернуться домой. А в 2001 году вернулись домой и мощи создателя общины – праведного старца отца Алексия.

_________________________________

1 Протоиерей Александр Куликов был настоятелем храма свт. Николая в Кленниках с момента возвращения храма Церкви в 1990 году и до кончины в 2009 г.

2 Из интервью протоиерея Владимира Воробьева сайту ПСТГУ «Было совершенно очевидно всем, что это дело Божие…» (2020 г.)

3 В 1930-х годах мощи прав. Алексия Мечева были перенесены с Лазаревского на Введенское (Немецкое) кладбище.

4 Хондзинский П., прот. Богословские портреты. М.: изд-во ПСТГУ, 2021. С. 293 (из главы «Священномученик Сергий Мечев»).

5 Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания. М.: изд-во ПСТГУ, 2010. С. 70–81 (глава «Арест, тюрьма, лагерь»).