1 /
Как и зачем держать ум свой во аде
PDF версия

Девятая встреча богословского лектория «Неопалимая Купина» «Держи ум свой во аде» была посвящена осмыслению мистического богословия ХХ века в сопоставлении с древнесирийской мистической традицией.

Мистическое богословие всегда — плод Откровения, личной Встречи с Богом. Этот опыт лежит в основе любого богословия, таким образом, именно таинство этой Встречи создает фундамент и для догматики, и для аскетики, и для этики христианства.

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся» — эти слова, сказанные Самим Христом в молитвенном явлении прп. Силуану Афонскому, стали настоящим мистическим откровением века, своеобразной внутренней заповедью всем, ищущим углубленного общения с Богом в недрах своей души. Это кенотическое самоумаленное низведение ума в бездну боли, страдания, горя оказалось нужным именно нашему трагическому веку, преисполненному страшными войнами, геноцидом, насилием и угнетением.

Но парадоксальным образом крайне схожий, единый в своем источнике мистический опыт уже присутствует в духовной истории Церкви, свидетельствуя о глубинном единстве всей христианской мистики. О неожиданных и ярких параллелях с учением древних сирийских подвижников — Исаака Сирина, Иосефа Хаззайи, Иоанна Дальятского и других — с мистическим опытом прп. Силуана и прп. Софрония Афонских говорили участники этой встречи -- священник Павел Сержантов, к.ф.н., доцент Сретенской духовной академии, преподаватель ПСТГУ и Николо-Угрешской семинарии, специалист по исихастской антропологии, и Максим Глебович Калинин, филолог, переводчик, исследователь сирийского христианства, преподаватель НИУ ВШЭ. Вел беседу Егор Агафонов, соредактор книжной серии «Неопалимая Купина».


Как обычно, запись встречи вскоре появится в свободном доступе в аудио- и видеоформатах на странице проекта «Флорилений» на сайте ПСТГУ и в youtube и rutube каналах издательства «Никея».