Магистрантка ПСТГУ Василиса Соловьева выступила на конференции в Туле
PDF версия

23.11.2022 Василиса Соловьева, студентка 2 курса магистратуры по специальности «Древние языки и патристическая литература» (кафедра ДЯиДХП, научный руководитель к.ф.н. Е. В. Матерова), приняла участие во Всероссийской научно-богословской конференции «Гуманитарная наука в духовной школе», организованной Тульской духовной семинарией, выступив в секции «Философия и филология» с докладом: «Два антихриста в поэзии Коммодиана».

Первый латинский христианский поэт, обращаясь к эсхатологической теме, в обоих атрибутируемых ему произведениях – «Наставлениях» (Instructiones) и «Апологетической поэме» (Carmen apologeticum) – говорит в хилиастическом духе о том, что по истечении шести тысяч лет от сотворения мира следует ожидать конца времен. Перечисляя грядущие в скором времени события, он рисует явление двух антихристов: одного из которых именует воскресшим Нероном, гонителем христиан (Instr. 41, 1, 7; Carm. apol. 825-830), а другого ― «царем с Востока» (Carm. apol. 891-892).

Говоря о происхождении этих образов, докладчица отметила преемственность с получившей распространение в первые века христианства легендой о воскресшем Нероне, возникшей, по-видимому, в связи с таинственными обстоятельствами его смерти, а также указала, что комментаторы и исследователи Коммодиана, кроме собственно императора Нерона, в качестве прототипа первого антихриста называют императора Валериана I, а   с разбившим его персидским шахом Шапуром I отождествляют так называемого "второго антихриста" Коммодиана: царь с Востока   ополчается на Нерона, побеждает его (Сarm. apol. 890, 912) и разрушает Рим (Сarm. apol. 915-924). Также в докладе прозвучало предположение, что появление двух антихристов у Коммодиана могло возникнуть под влиянием Откр. 13, где упомянуты два зверя: зверь из моря (Откр 13.1) и зверь из земли (Откр 13.11). В. Соловьева отметила, что при множественных аллюзииях на Откровение Коммодиан, рисуя своих антихристов, полностью отказывается от яркой бестиарной образности Откровения, и, соответственно, такие детали, как подобие барсу, медведю, льву, он совершенно игнорирует. И тот, и другой его антихрист – «нечестивец», «древний обольститель», «беззаконный», то есть фигуры подчеркнуто антропоморфные и изображенные лаконично:   автор сосредоточен более на их действиях и потому практически не дает развернутых описаний.

В завершение выступления В. Соловьева отметила, что представленные у Коммодиана образы враждующих между собой антихристов могут прочитываться не только как отражение тех или иных исторических событий, но и как вневременные символические фигуры, некие силы, которые внешне как будто бы несходны и находятся во вражде, однако они едины по сути и являют собой абсолютное зло, стремящееся противостоять Христу.  

Программа конференции

С презентацией доклада можно ознакомиться здесь.


Вас могут заинтересовать: