Заседание Поместного Собора
Разрушенные Никольские ворота Кремля. 1917
Кремль, зима - весна 1918 год
Крестный ход в Москве 9 мая 1918 г.
1 /
Молитва о спасении Церкви Православной
PDF версия

В феврале 1918 года в Москве прошел крестный ход, на который православные люди шли как на смерть. Во время этого хода святитель Тихон прочитал молитву, которая осталась в памяти участников как «молитва Патриарха Тихона».

Публикация этого текста, а также рассказ об истории его появления подготовлены старшим научным сотрудником отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ Наталией Александровной Кривошеевой.

Ранее на нашем сайте была опубликована молитва «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений», которую современники называли «молитвой святителя Тихона». Известны еще две молитвы под таким названием, но не все они написаны самим Святейшим Патриархом. Текст одной из этих молитв известен из книги Михаила Ивановича Вострышева «Патриарх Тихон»[1], но без истории создания. Данная публикация посвящена обстоятельствам, в которых была написана и впервые прочитана эта молитва.

23 января (5 февраля) 1918 года был опубликован принятый 20 января Советом народных комиссаров декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», в соответствии с которым Церковь отделялась от государства и школа от Церкви. Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным. Декрет устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания.

Патриарх Тихон, которому уже были известны планы новой власти, накануне открытия второй сессии Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., 19 января 1918 года, издал послание, известное как «Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителях веры и Церкви Православной»[2]. На Соборе, возобновившем свои заседания 20 января, горячо обсуждались как послание, так и вышедший декрет, ставящий Русскую Церковь и православный народ в невыносимые условия существования.

На заседании Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 27 января член Собора протопресвитер Большого кремлевского Успенского Собора Николай Любимов выступил с сообщением о предстоящем крестном ходе в Москве 28 января: «С благословения Его Святейшества Патриарха я прошу позволения выступить с внеочередным заявлением относительно устраиваемого в это воскресенье крестного хода. До 3 часов дня не будет еще решен вопрос о том, будет ли открыт Кремль или нет. Патриарх благословил поступить следующим образом. Не имея возможности оповестить, какое последует решение вопроса, я прошу членов Собора поступить таким образом: завтра в назначенное время направляться к Кремлю; если Кремль будет закрыт, продолжать шествие к храму Христа Спасителя-; Патриарх будет служить в храме Христа Спасителя. Оттуда следует направляться на Красную площадь, если бы даже Кремль оказался закрытым. Но я думаю, этого не будет. Затем Патриарх изъявил свое согласие и на то, чтобы наряду с главным крестным ходом на Красной площади были устроены молебствия и в других местах. <…> Такие молебствия можно было бы устроить в двух пунктах: одно у памятника Минину и Пожарскому, а другое у Казанского собора. Таким образом, всего будет совершено три молебствия: одно совершит Патриарх, а два – другие архипастыри. <…> Затем во время всенощной предполагается вести в известных храмах беседы о значении крестного хода. Желательно, чтобы отцы проповедники взяли с собой послание Патриарха для раздачи народу. <…> Начало молебствия будет в половине 12-го. К этому времени крестные ходы должны будут прибыть на место. В этом смысле оповещены Консистория, Пастырское Собрание, приходы, об этом оповещаю и членов Собора»[3]. Далее отец Николай оговорил организационные моменты ввиду предполагаемого значительного числа участников: «Каждому благочинию и каждому приходу уже указаны места; иначе невозможно – вышел бы беспорядок. Они становятся на определенные места. Теперь предлагается Преосвященным добровольно избрать себе тот или другой пункт. Это пусть Преосвященные благоволят сделать сами. Облачения будут заготовлены в Казанском Соборе. Всех остальных отцов членов Собора прошу пожаловать в Успенский Собор и облачиться вместе с Патриархом, если крестный ход направится из Кремля, или в храм Христа Спасителя – если из этого храма. Судя по настроению населения, крестные ходы будут сопровождаться громадным количеством парода. Для совершения моления мною составлена особая молитва – краткая, а Митрополитом Сергием – особое прошение. Если угодно будет заслушать эти молитву и прошение, я прочту» [4].

В протоколе соборного заседания приведен текст молитвы, которую составил протопресвитер Николай Любимов для крестного хода с участием Патриарха:

Молитва о спасении Церкви Православной

Господи Боже Спасителю Наш, к Тебе припадаем с сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, ими же раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя. Сего ради праведный суд Твой постиже нас, Господи: раздоры и нестроения объяша нас, убийства и кровопролития, вражда и злоба умножася до зела, еще же и на Церковь Твою Святую воздвижеся лютое гонение, во еже уставы ея разрушити, учение Закона Твоего попирати, благолепие Дому Твоего оскверняти, служителей и благовестников Слова Твоего оскорбляти и изгоняти.

Но, Премилосердный Господи, призри с высоты Святыя Твоея на слезные мольбы нищих и скорбных людей Твоих, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби.

Вемы, яко от лет древних в годины искушений страна наша токмо верою Христовою от гибели спасашеся, токмо молитвою и слезами покаяния от козней и сетей вражиих избавляшеся. Сего ради во умилении сердца вопием Тебе: охрани и ныне Отечество наше от врагов, губяших е, воспламени в сердцах наших любовь к Церкви Твоей Святей и научи нас крепко даже до смерти стояти за Святую веру и за славу Имене Твоего Святого и тако утверди и воспрослави Церковь Твою всесильною крепостью Твоею и от всякого злаго обстояния избави ю.

О распенших Тя моливыйся, милосерде Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидяших и обидящих нас прости, не воздаждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их: не ведят бо, что творят, но к братолюбному и добротельному настави жительству, да обратятся к Тебе, Своему Владыце, и купно с сынами Церкви Твоея прославят Тебе, Единого в Троице славимого Бога во веки веков».

После этого другой член Собора протоиерей Павел Лахостский зачитал проект соборного воззвания к народу:

Воззвание Священного Собора к Православному народу
(по поводу декрета народных комиссаров о свободе совести)

Православные христиане! От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный ими о свободе совести, а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих.

По этому закону, если он будет приводиться, как местами и приводится уже в исполнение, все храмы Божии с их святынями и достоянием могут быть у вас отняты, ризы с Чудотворных Икон станут снимать, священные сосуды перельют на деньги или обратят во что угодно, колокольный звон тогда замолкнет, Святые Таинства совершаться не будут, покойники будут зарываться в землю не отпетыми по-церковному, как и сделано это в Москве и Петрограде, на кладбища православные понесут хоронить кого угодно. Было ли когда после крещения Руси у нас что-нибудь подобное? Никогда не бывало. Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь называлась Святою, а теперь хотят сделать ее поганою. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные. По приказу, подписанному неправославною женщиною, на Святую Александро-Невскую Лавру в Петрограде, как на какой-то вражеский лагерь, наехали вооруженные люди и произвели неслыханное бесчинство и даже убили священника (отца Петра Скипетрова), желавшего вразумить словами обезумевших людей. И совсем захватили бы эту святыню, если бы народ не защитил ее – без оружия, только своею грудью, воплями и рыданьями.

И по другим местам происходит и, наверное, еще будет происходить подобное поругание Святыни и попытки ее ограбить, ибо корысть к наживе способна на всякое зло.

Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые, и малые, составляйте союзы для защиты ваших святынь. Эти святыни – ваше достояние. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божии и посвятили это имущество Богу. Священнослужители при них – только духовная стража, которой святыня эта вверена на хранение. Но пришло время, когда и вы, православные, должны обратиться в неусыпных ей стражей и защитников, ибо правители народные хотят отнять у православного народа это Божие достояние, даже не спрашивая вас, как вы к этому относитесь, Оберегайте же и защищайте веками созданное лучшее украшение земли Русской – храмы Божьи, не попустите перейти им в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству. Если бы это совершилось, то ведь Русь Святая Православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную, в которой смерть лучше жизни. Громко заявляйте всем, забывшим Бога и совесть, и на деле показывайте, что вы вняли голосу Отца и Вождя своего духовного, Святейшего Патриарха Тихона. В особом послании он зовет вас последовать за собою, идти на подвиг страдания, в защиту святынь, повинуясь голосу Апостола: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 29). Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание.

Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое. На помощь тебе притекут невидимо: Матерь Божья, Пресвятая Богородица, Стена Нерушимая, Заступница Усердная рода христианского, умягчающая сердца всех злых людей. С тобою воинства небесные, ревнители славы Божьей. С тобою все святые, вместе с псалмопевцем Давидом, сладкозвучно воспевшим красоту селенья славы Божией, взывающие: «Господи, ревность о доме Твоем снедает нас» (см.: Пс. 68: 10). А Глава Церкви Христос Спаситель вещает каждому из нас: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2: 10)».[5]

Крестный ход прошел в Москве 28 января (10 февраля) 1918 года. Накануне во всех храмах состоялись общие исповеди. В день крестного хода все богомольцы причащались, готовясь принять смерть, если это будет нужно для защиты православной веры. Духовный подъем у всех был величайший, ожидалось что-то необычайное. Крестный ход начался из Успенского собора. Хоругви тянулись от Спасских ворот до Иверской часовни. Когда все стояли на площади, запели Пасхальный канон. Святейший Патриарх шел впереди, а за ним – все московское духовенство, в том числе, и преподобный старец Алексий Зосимовский, вынувший 18 ноября жребий с именем святителя Тихона. Впечатление было потрясающее. Говорили, что в крестном ходу участвовало около миллиона человек. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Именно тогда, во время молебна на Красной площади, Патриархом и была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой.


[1] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 4-е изд. – 383 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1205). С. 93–94.

[2] Акты… С. 82–85

[3] Деяния… Т. VI. С. 138–140.

[4] Там же.

[5] Там же.

Вас могут заинтересовать :