14.03.2023 на кафедре истории и теории христианского искусства в рамках проекта «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» состоялось занятие научного семинара по теме «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков».
Это уже второе занятие, посвященное культуре XX века, и первое – по актуальным проблемам копирования, а также воспроизведения в фотографиях выдающихся произведений древнерусского искусства. В первом докладе участники семинара узнали подробности создания копии «Святой Троицы» Андрея Рублева известным реставратором В. О. Кириковым. Второй доклад был посвящен работам М. Н. Соколовой, С. С. Чуракова и Н. В. Гусева, копировавших фрески Дионисия в Ферапонтове. Докладчик познакомил слушателей также с исследовательскими публикациями этих художников. Третий доклад был посвящен теме художественной фотосъемки на примере творчества известного фотографа Юрия Холдина.
Доклады:
1. Назарова Галина Андреевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств ПСТГУ, и Ольга Евгеньевна Труфанова, доцент кафедры реставрации ФЦХ ПСТГУ.
Шедевр научного копирования: копия иконы «Святая Троица» Андрея Рублева работы В. О. Кирикова.
В докладе освещена работа известного реставратора В. О. Кирикова, в течение нескольких лет трудившегося над созданием копии иконы Андрея Рублева. Слушатели узнали также о круге деятелей искусства 1920-х – 1930-х гг., в который входил и В. О. Кириков. Особое внимание докладчики уделили поиску цветовых соответствий и подходу к передаче утрат подлинника.
2. Жукова Татьяна Алексеевна, научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Фрески Дионисия в копиях художников XX века (М. Н. Соколова, С. С. Чураков, Н. В. Гусев) из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Докладчица представила работы по созданию копий Дионисия, выполненные М. Н. Соколовой, С. С. Чураковым, Н. В. Гусевым. Внимание было уделено индивидуальному подходу каждого из этих художников, последовательному пути их к обретению оптимального результата. Были представлены также исследовательские публикации этих художников-копиистов.
3. Холдина Татьяна Юрьевна, магистратура, 1 курс ПСТГУ
Дионисий глазами фотохудожника.
В докладе были освещены проблемы создания фотографий фресок. Тема была раскрыта на примере творчества известного мастера фотографии Юрия Холдина (1953-2007), в течение нескольких лет работавшего над созданием свода фотографий Рождественского собора в Ферапонтове. Акцент был поставлен на особенностях передачи цвета, объема, пространства и воздушной среды в фотографии выдающегося художественного памятника. Представившая доклад магистрантка является дочерью фотохудожника Юрия Холдина, и ее глубоко личное внимательное исследование творчества отца вызывает искренне уважение и благодарность за труды художника.
В заключение состоялось обсуждение докладов.