Мадонна в саду роз
Неувядаемая Роза
Неувядаемый Цвет с праотцем Иессеем
1 /
На кафедре истории и теории христианского искусства состоялся научный семинар, посвященный русской иконописи конца XVII – XVIII века
PDF версия

19.05.2022 на кафедре истории и теории христианского искусства в рамках утвержденной научной темы кафедры «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» состоялось шестое занятие семинара «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» (руководитель семинара кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина).

Занятие было посвящено теме «Русская иконопись конца XVIIXVIII века. Проблемы изучения»

На занятии были представлены два доклада.

  1. Надежда Викторовна Нефедова, заведующая лабораторией по консервации и реставрации церковного искусства ПСТГУ.

    Гравюры мастерской Михаила Артемьева как образец для иконописцев второй половины XVIII столетия.

    В докладе были рассмотрены гравюры мастерской Михаила Артемьева, созданные во второй половине XVIII века. На вологодской земле они применялись в качестве образцов для создания икон в иконостасах. В сравнении с гравюрами были представлены иконы из трех храмов Великого Устюга и Череповца. В музеях хранятся иконы, выполненные по этим гравированным композициям, но до сих пор остающиеся не идентифицированными. Таковы, в частности, образы из иконостаса Гледенского монастыря в Великом Устюге и иконы из собрания Череповецкого музейного объединения. В докладе были представлены убедительные доводы о творческой переработке иконописцами гравированных первообразцов.

  2. Наталья Алексеевна Егорова, студентка 1 курса магистратуры, ПСТГУ

    Духовный смысл декоративной детали в живописи и поздней иконе на примере цветка розы.

    В докладе были рассмотрены особенности изображения цветка розы в западноевропейской религиозной живописи XV – XVI веков и в поздней православной иконе. Особое внимание уделено смысловому содержанию этой яркой детали.    Роза традиционно относится к символам Богоматери, поэтому автор проявляет глубокий интерес именно к такой трактовке этого растения. Наибольшее внимание в области иконописания XVIII – XIX столетий было уделено иконографии «Богоматерь Неувядаемый Цвет».

В заключение семинара состоялось обсуждение докладов присутствовавшими преподавателями и магистрантами кафедры.

Вас могут заинтересовать :