1 /
На кафедре истории и теории христианского искусства состоялся семинар по церковному искусству XX – начала XXI века
PDF версия

29.11.2022 на кафедре истории и теории христианского искусства в рамках утвержденной научной темы кафедры «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» состоялось занятие научного семинара в рамках разрабатываемой факультетом церковных художеств ПСТГУ научной темы: «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков».

Это первое занятие, специально посвященное актуальным проблемам развития современного церковного искусства. В первом докладе акцент был поставлен именно на методологии. Докладчик обратился к явлениям разных периодов – от XVII до XX века как в западноевропейской, так и в русской православной традиции. Второй доклад был посвящен творчеству современного иконописца Ирины Зарон, гармонично сочетающей в своих работах традиции предшествующих столетий и современность.  

Доклады:

  1. Священник Максим Владимирович Крижевский, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ.

    «Спор древних и новых в церковном искусствоведении сегодня»

    В сообщении была рассмотрена проблема последствий эстетических инноваций в церковном искусстве на примере «Спора о древних и новых» XVII века и в контексте уроков церковной истории. Докладчик детально рассмотрел особенности дискуссии французских писателей Перро и Расина, определил его воздействие на развитие национальной культуры. Параллельно были анализированы явления в русской культуре второй половины ХVII века («ревнители благочестия»). Затем автор обратился к особенностям дальнейшего развития церковного искусства и его кризису в период модернизма.

  2. Оксана Викторовна Головко, магистратура, 2 курс

    «Гармония новизны и традиции. Творчество иконописца Ирины Зарон»

    Докладчица представила слушателям творчество Ирины Зарон. Монументалист по образованию, Ирина Зарон сегодня – известный иконописец, ее работы (например, оформление надвратного храма Андреевского монастыря в Москве) уже стали частью истории современного церковного искусства. Ирина Зарон применяет особый колорит то приглушенный, то акцентирующий определенные цвета, уверенно работает с пространством, гармонично выстраивает композицию. Опираясь на традицию, художница сохраняет индивидуальность и узнаваемость, вместе с тем в ее работах нет индивидуалистического стремления к самоутверждению, неприемлемому в церковном искусстве.

После каждого доклада состоялось его обсуждение.

Вас могут заинтересовать: