1 /
На кафедре общей и русской церковной истории состоялся семинар по вопросам внутрицерковной политики в 30-е годы ХХ века
PDF версия

1.12.2022 с докладом на тему «Служение митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) в 1920-1930 годы (по материалам переписки с Московской патриархией)» выступил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ Андрей Александрович Кострюков.

Автор доклада рассказал о переписке митрополита Елевферия с митрополитом Сергием (Страгородским) в 1930-е годы. Митрополит Елевферий был одним из немногих русских архиереев, согласившихся с компромиссной политикой митрополита Сергия. При этом с конца 1930-х годов литовский иерарх возглавлял и приходы Московской Патриархии в Западной Европе.

В докладе были озвучены интересные сведения о положении приходов Московского Патриархата в Европе, прежде всего на Трехсвятительском подворье в Париже. Приход подворья находился на грани разделения, и митрополиту Елевферию стоило немалых усилий водворить мир.

Период, освещенный в докладе, был связан и с разделениями в русской церковной эмиграции. Наиболее болезненным было разделение между Русской Православной Церковью за границей и Западноевропейским экзархатом, который возглавлял митрополит Евлогий (Георгиевский). В примирении сторон принял участие Сербский патриарх Варнава. При этом и Русская Зарубежная Церковь, и Западноевропейский экзархат отказывались подчиняться митрополиту Сергию, считая его путь политизированным и не допуская для себя возможности компромиссов с богоборческим режимом.

Митрополит Елевферий, искренне считавший, что каноничностью среди русских юрисдикций обладают только сторонники митрополита Сергия (Страгородского), уговаривал его наложить прещения на руководство Русской Зарубежной Церкви. При этом митрополит Елевферий считал действия патриарха Варнавы по примирению русской диаспоры неканоничными и пытался обосновать свою позицию. А. А. Кострюков обратил внимание на то, что аргументы митрополита Елевферия односторонни, понять ситуацию он не хотел и был убежден, что жесткие меры привлекут Русскую Зарубежную Церковь и Западноевропейский экзархат к Московской Патриархии. Митрополит Сергий (Страгородский) со своей стороны оценивал шансы Московской Патриархии за границей более трезво, понимая, что особых успехов у нее в тех обстоятельствах быть не может.

Часть писем касается привлечения к православию римо-католиков и англикан. В письмах уделяется внимание деятельности иеромонаха Димитрия (Бвльфура), перешедшего в православие из римо-католичества и ведшего миссионерскую деятельность в Европе.

По окончании доклада автор ответил на вопросы заведующего кафедрой общей и русской церковной истории священника Александра Щелкачева, а также аспирантов и студентов. Со стороны священника Александра Щелкачева было высказано пожелание о публикации материалов переписки.

Изложенный материал войдет также в монографию, которая готовится в рамках проекта «Развитие взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами в 1917–1945 гг. в свете изменений политической обстановки и особенностей экклезиологических воззрений ведущих церковных деятелей того времени».

Вас могут заинтересовать: