10.12.2022 на семинаре были представлен доклад об английской и американской литературе по научной теме кафедры «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму».
В мероприятии приняли участие преподаватели кафедры романо-германской филологии Л. В. Писарев, А. В. Аксенов, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова и О. В. Чукарькова, студенты магистратуры направления «Английский язык и литература англоязычных стран», а также приглашенный слушатель Светлана Гридасова, выпускница МГЛУ им. М. Тореза.
Встречу открыл доклад студентки 1 курса магистратуры Саломии Гудовой на тему «От Тома Брауна до Гарри Поттера» (научный руководитель Шипилова Н. В.).
Доклад Саломии Гудовой был посвящен истории жанра британского школьного романа от XIX века и до современности. Актуальность доклада заключалась в том, что данный вопрос является не изученным в русскоязычном литературоведении.
Жанр школьного романа стал результатом особых культурно-исторических реалий Британии, среди которых частная школа занимает важное место. Примеры школьных историй существовали и раньше, но по-настоящему можно говорить о жанре начиная с публикации в 1857 году романа Томаса Хьюза «Школьные дни Тома Брауна», который задал направление всему жанру на многие десятилетия. Хотя в начале XX века школьный роман начинает отходить от морализаторского тона Хьюза, данный жанр еще долго будет поддерживать и иногда даже восхвалять систему британской частной школы Викторианского периода с ее упором на воспитании характера будущих лидеров Британской империи. И все же начиная с XX века в школьном романе начинает появляться критика существующей системы, которая со временем будет становиться все жестче, вплоть до призыва к ее отмене.
Докладчик также рассказал, что, помимо школьных романов, в британской литературе XX века важное место занимают критические школьные мемуары.
Жанр школьной истории потерял свою популярность после Второй мировой войны, когда после всех потрясений и перемен британской частной школе пришлось измениться, чтобы не отстать от нового мира, в котором уже не было места старым ценностям системы, и теперь важным становится само образование. Однако школьный роман не исчез, а, как и сама частная школа, изменился. В современной литературе данный жанр новых переживает этап возрождения с своих новых формах: с одной стороны, это истории про магическую школу-пансион, первой из которых стала серия книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер», а с другой стороны, это школьные истории в жанре детектив.
После выступления докладчику были заданы вопросы, и Л. В. Писарев и С. Гудова обсудили разницу прежних и современных целей образования британской частной школы, а также, каким образом частная школа Викторианского периода воспитывала будущих лидеров Британской империи. Очень полезным было дополнение Ольги Владимировны Чукарьковой, посоветовавшей при дальнейшем изучении данной темы, говоря о воспитании характера учеником британской частной школы, упомянуть концепт «stiff upper lip» ¾ термин, описывающий особый британский характер и отношение к жизни.
Работа в данной сфере будет непременно продолжена в дальнейших научных изысканиях студентки.
После доклада С. Гудовой студент магистратуры АЯиЛАС Даниил Бондаренко представил отчет о проведенной за семестр научной работе. Даниил Бондаренко сообщил о своем исследовании в рамках курсовой работы на тему «Религиозные и поэтические особенности метрических переложений псалмов Томаса Стернхолда и Джона Хопкинса» (научный руководитель Макаров В. С.). После чего докладчику были заданы вопросы, а Алексей Валерьевич Аксенов посоветовал ему при работе над исследованием обратить более пристальное внимание на Массачусетскую Книгу псалмов (1640).
Доклад Д. Бондаренко завершил не только семинар, но и научно-исследовательскую практику магистрантов в осеннем семестре. Оба семинара по научно-исследовательской работе кафедры романо-германской филологии прошли в дружественной и благожелательной атмосфере, были прочитаны и апробированы студенческие доклады, а также заданы многочисленные вопросы и даны советы, которые помогут скорректировать при необходимости работу над выбранными темами и показать лучшие результаты.