13.02.2023 в рамках «Недели святоотеческого богословия» прошла конференция «Патристика в свете современных историко-теологических исследований». Вступительное слово произнес декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский.
На пленарном заседании выступили с докладами представители профессорско-преподавательской корпорации ПСТГУ (П. Б. Михайлов, Г. Е. Захаров, священник Андрей Постернак, О. А. Родионов). На секциях, посвященных осмыслению греческого и латинского святоотеческого наследия русскими и западными богословами Нового и Новейшего времени, выступили аспиранты и студенты ПСТГУ (Н. Антонов, П. Пашков, А. Дубоносов, В. Ячменик, Г. Мороз, К. Стефанова, И. Наумов). В мероприятии также приняли участие гости из МДА (П. Трофимов), ОЦАД (диакон Сергий Попов) и НИУ ВШЭ (А. Грюнерт). В ходе конференции удалось рассмотреть ряд проблемных вопросов современных патристических исследований.
Пленарное заседание открыл доклад П. Б. Михайлова «Светский подход в патристике: проблемы верификации», который заострил методологическую проблематику современных патристических исследований, связанную с соотношением конфессионального и секулярного подходов к изучению святоотеческого наследия. В последующих сообщениях особое внимание было уделено экклезиологическим проблемам, связанным с реконструкцией древнего церковного устройства, соотношением в его рамках харизматических и институциональных элементов, женскими церковными служениями, институтами церковного собора и церковного первенства, вопросом о границах Церкви, вселенским и локальным измерениями церковного Предания. Среди отцов Церкви и древних христианских авторов, наследие которых привлекло внимание докладчиков, стоит отметить Оригена, отцов каппадокийцев, римских пап IV–VI веков, преподобного Каллиста Ангеликуда.
Смешанный состав конференции, включавший все разряды «академической иерархии» – от профессоров до студентов бакалавриата, позволяет говорить о формировании в ПСТГУ школы патристических исследований. Подобный формат мероприятия преследовал не только чисто академические, но и педагогические задачи и, как представляется, в полной мере себя оправдал: все представленные доклады вызвали интерес и сопровождались плодотворной дискуссией.