18-й выпуск альманаха имеет три раздела: первый посвящен богословскому наследию архимандрита Феодора (Бухарева); второй носит традиционное название «Филаретика», а в третьем анализируется метафора Церкви в богословском и религиозно-философском контекстах.
В первом разделе содержится пять статей. В тексте протоиерея Павла Хондзинского «Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции» исследуются корни и богословская аргументация учения архимандрита Феодора об оправдании мира и мирской культуры.
О взаимоотношениях свт. Филарета Московского и архим. Феодора можно будет узнать в статье диакона Евгения Лютько «Священник и пророк русского богословия». Автор реконструирует их на примере сочинения отца Феодора о книге пророка Исаии, в работе над которым, по мнению автора, принимал участие и сам свт. Филарет.
Сопоставление архим. Феодора со своими современниками продолжается в статье А. В. Малышева «Христология А. М. Бухарева и свт. Иннокентия (Борисова)». Автор сравнивает христологические взгляды указанных мыслителей XIX в., опираясь на исследования бухаревского богословия прот. Павла Хондзинского. С точки зрения автора, христологические концепции мыслителей выражают их единое стремление ответить на запросы современности: защитить моральные основания традиционной христологии в ответ И. Канту – в случае свт. Иннокентия – или защитить значение общечеловеческой культуры – в случае отца Феодора.
Статья Г. Л. Фриз «Исследование Апокалипсиса» архимандрита Феодора (Бухарева): библейская герменевтика и церковная политика в России середины XIX в.» посвящена истории написания и публикации самого значимого труда в жизни архим. Феодора. В статье привлекаются ранее не использованные архивные документы.
Завершает данный раздел статья Н. Н. Павлюченкова «Жизнь и деятельность архимандрита Феодора (Бухарева) в оценках священника Павла Флоренского». Автор раскрывает позицию отца Павла относительно двух важнейших событий в жизни архим. Феодора – снятие сана и выход из монашества.
В традиционной для альманаха рубрике Филаретика имеется пять публикаций. В статье свящ. Алексея Черного «Закон священства»: взгляды святителя Филарета Московского на русское пастырство» выявляются взгляды митр. Филарета (Дроздова) на современное ему приходское духовенство. На основе эпистолярного наследия святителя автор реконструирует образ священника, который в его письмах представляется как центральная фигура в жизни Церкви и всего православного государства.
В очередной статье диакона Евгения Лютько «Митрополит Филарет (Дроздов) и развитие исторической науки в Московской духовной академии» рассматривается развитие отношений между митр. Филаретом (Дроздовым) и историками Церкви в Московской духовной академии.
Статья М. М. Бернацкого и Н. А. Мамлиной «История издания и особенности текста второй редакции 1827 г. «Пространного христианского катихизиса» святителя Филарета (Дроздова)» повествует о том, как в условиях перемены церковной и светской политической ситуации первой половины XIX века происходило издание второй редакции 1827 года «Пространного христианского катихизиса» свт. Филарета (Дроздова).
Л. А. Карелина в статье «Святитель Филарет (Дроздов) и протоиерей Александр Горский - учитель и ученик» выясняет степень влияния свт. Филарета на прот. Александра, а также прослеживает эволюцию их взаимоотношений.
Наконец, статья Н. Н. Павлюченкова «Осмысление самодержавной монархии в трудах святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и русских философов XIX - начала ХХ в.» затрагивает ключевые положения в учении о самодержавной власти монарха свт. Филарета Московского, ряда современных ему мыслителей, а также представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. Автор акцентирует внимание на идее происхождения власти монарха и на ее религиозном понимании в трудах русских философов.
В последнем разделе выпуска - Varia - для ознакомления предлагается одна статья В. А. Ячменика «Метафора Церкви в России начала XX века». Автор проводит анализ зарождения и развития метафоры смерти Церкви в русском богословском и религиозно-философском контексте начала XX века. В статье выделяются две стратегии развития метафоры: по линии церковно-исторических трудов и сочинений религиозных философов.
Об авторах:
• протоиерей Павел Хондзинский - доктор богословия, кандидат теологии, декан БФ ПСТГУ
• диакон Евгений Лютько - PhD , м.н.с. НЦИБИБО ПСТГУ
• иерей Алексей Черный - PhD , к.богословия, н.с. НЦИБИБО ПСТГУ
• чтец Артем Малышев - преподаватель БФ ПСТГУ
• Николай Николаевич Павлюченков - к.богословия, к.филос.н., с.н.с. НЦИБИБО ПСТГУ
• Грегори Л. Фриз - PhD , профессор исторической кафедры имени Рэймона Джинджера, Университет Брэндайс (США)
• Любовь Альфредовна Карелина - аспирант БФ ПСТГУ
• Михаил Михайлович Бернацкий - н.с. ЛИЦИ ПСТГУ, научный редактор сборника «Богословские труды»
• Наталья Александровна Мамлина - магистрант БФ ПСТГУ
• Вячеслав Александрович Ячменик - привлеченный сотрудник ЛИЦИ ПСТГУ