Наш университет – дело Церкви
PDF версия

Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева 31 августа на молебне перед началом нового 2022–2023 учебного года

Дорогие братья и сестры, дорогие преподаватели, студенты и все, кто пришел вместе помолиться перед началом нового учебного года, те, кто поступил в наш университет в этом году, и те, кто продолжает свое обучение!

Текущий 2022-ой год ознаменован 30-летием нашего университета. Это – скромный юбилей, но, когда время как бы ускоряется, когда в мире то и дело происходят глобальные изменения, когда каждый месяц, а то и день, несет нам удручающие известия, 30 лет – это достаточно много. Весь мир как будто потерял свою устойчивость. Мы знаем, что мир с момента грехопадения первых людей лежит во зле, но последние события все больше приводят к мысли, что быстро приближаются Второе Пришествие Христово и конец этого мира. Везде проповедано Евангелие и вера Христова, но мир все больше удаляется от Христа и погружается во тьму беззакония.

В это тревожное для всего мира и для России время необходимо ясно понимать цель своего жизненного пути. Куда несет нас стремительный поток жизни мира? Преподобный Серафим Саровский сказал, что смыслом и целью жизни христианской является стяжание Святого Духа Божия. Это, несомненно, так всегда, во все времена и для всех. Но, кроме этого, есть более конкретные и более определяемые в данное время цели. Такая цель нашего университета – это служение Церкви.

Наш университет был создан в то время, когда Россия была в точке, как говорят, турбулентности, особой неустойчивости. Во время перестройки Россия превратилась в марионеточную страну, которую беззастенчиво грабили и разрушали западные государства. Раньше это было ясно внимательным свидетелям событий. Теперь об этом уже говорят открыто и Россия старается освободиться от вражеского пленения, но в ответ на это желание начинается война. Сейчас это гражданская война на Украине – страшная война между братскими народами. Она является следствием того, что Украина стала марионеточным государством, и ее буквально стравили с Россией. Эти события внешнего мира снова ставят вопрос о судьбе нашей страны и нашего народа.

Однажды были проведены исследования с целью выяснить, что является необходимым условием для того, чтобы страна могла сохранять свой суверенитет? Можно предположить, что необходимы сильная армия и твердая власть, мощная экономика, материальные ресурсы, но ответ был другим: для сохранения независимости страны необходимо, чтобы государство имело свою собственную качественную систему образования. Если у народа есть своя собственная образовательная система, он оказывается непобедимым и независимым. Можно сказать, что этот закон в наше время применим и к жизни Церкви. Если мы хотим, чтобы наша Церковь могла жить здоровой, нормальной жизнью, ей необходимо иметь свою собственную сильную систему образования.

Советская власть уничтожила православное образование практически полностью. Остались только несколько духовных школ, дипломы которых не признавались государством. В 1992 году по просьбе учащихся православных Богословско-катехизаторских курсов, созданных годом раньше, Святейший Патриарх Алексий II стал учредителем Богословского института и по нашей просьбе даровал ему имя святого Патриарха Тихона.

Наш институт прошел трудный путь, потому что у него сначала не было никаких средств к существованию – не было помещений, денег на зарплату преподавателей и сотрудников, не было учебников. Но по милости Божией этот труд дал большие плоды.

Православный Свято-Тихоновский Богословский институт получил государственную лицензию, разработал государственный образовательный стандарт по теологии, утвержденный государством, получил госаккредитацию и добился принятия Федерального закона об аккредитации духовных школ. Значит, декрет об отделении школы от Церкви больше не действует. Это огромное достижение стало итогом деятельности нашего ПСТБИ, получившего аккредитационный статус университета (ПСТГУ). Наш университет и духовные школы: семинарии, академии – получили возможность выдавать дипломы государственного образца, их выпускники получили все права, которые имеют в нашем государстве выпускники обычных вузов. В России открылось много кафедр теологии. Оставалось получить право защищать богословские диссертации и утверждать их в государственной системе аттестации – высшей аттестационной комиссии (ВАК). Понадобилось около 10 лет борьбы, которая тоже увенчалась успехом. Теперь выпускники нашего университета и духовных академий могут защищать кандидатские и докторские диссертации по теологии, за которые присуждаются ученые степени, утверждаемые ВАКом. Таким образом богословская наука получила законные права – она признана государством. Наше государство стало вполне расположенным к Православию и не мешает нормально жить другим религиям.

Но главной целью нашего университета являлась и является подготовка церковных делателей – прежде всего, священнослужителей, церковных певчих и иконописцев, верующих учителей и специалистов в гуманитарной сфере, в других сферах деятельности, образование которых основывается на религиозном мировоззрении. Православные люди нужны везде: в системах муниципальной и федеральной администрации, в СМИ, в медицине, в армии и т. д. Нужно, чтобы церковные люди могли участвовать в жизни нашего народа, нашего государства. Поэтому в университете сразу открылись, как принято говорить, светские факультеты – историко-филологический и педагогический, потом и другие факультеты. Выпускники этих факультетов трудятся сейчас в самых разных сферах – они востребованы, нужны. Это неудивительно, потому что европейская культура не может быть воспринята и понятна без религиозного основания, без веры, без знания христианства, так как европейская культура создана христианством.

Мы старались и стараемся сделать наш университет кузницей таких добрых кадров. Для этого необходимо, чтобы в университете развивалась наука: богословие, история, филология и другие гуманитарные науки.

Учиться в университете трудно. Для того чтобы учеба шла успешно, нужно помнить очень важное правило – в учебе нельзя отставать. Нужно все делать вовремя. Вовремя писать сочинения, вовремя сдавать зачеты и экзамены.

Мы относимся ко всем студентам с любовью и стараемся всем помогать. Каждый из вас может прийти к своим наставникам, может обратиться в административные органы нашего университета, может прийти ко мне. У каждого из вас есть возможность попросить в университете помощь или совет – мы всегда готовы помочь. Но мы всегда спрашиваем: хотите ли вы трудиться для Церкви или вы пришли в университет из-за меркантильных соображений? Искреннее желание послужить Церкви – вот главная характеристика нашего студента. Для такого человека открыты все пути, он будет востребован, потому что в Церкви везде нужны специалисты.

Мы призываем всех вас трудиться ради Церкви, стараться жить для Христа. Это стремление выражается прежде всего в том, что на всех факультетах у нас совершается богослужение, Литургия. Все студенты призваны активно участвовать в богослужении – петь на клиросе, читать, помогать в совершении службы. Студенты всех наших факультетов изучают православное вероучение. Все наши преподаватели и студенты, естественно, должны быть церковными людьми, и поведение наше тоже должно быть церковным. Это относится и к внешнему виду, к одежде. Для нас поведение – важнейший показатель того, хочет ли человек быть церковным, трудиться для Церкви, или он станет соблазном для других, будет показывать наш диплом, живя совершенно не по-христиански? Мы не хотим, чтобы нашим дипломом манипулировали люди, далекие от Церкви, живущие вопреки нормам христианской нравственности, и тем самым позорили наш университет. Наш университет принадлежит Церкви, учрежден Церковью и существует для Церкви. Тем, кто еще не определился, предстоит выбор: хотите ли вы жить для Церкви и трудиться для нее? Если это не так, вам стоит пересмотреть свою жизненную траекторию и пойти учиться в другое место.

Зал, где мы находимся, называется Соборной палатой и является святым местом нашей Церкви. В этой Соборной палате проходил Поместный Собор 1917–1918 годов, на котором был избран Святейший Патриарх Тихон, председатель этого Собора. Здесь великие святители нашей Церкви, величайшие святые XX века, призвали наш народ, нашу Церковь на мученический, исповеднический подвиг. Именно из этой Соборной палаты вышло новое воинство мучеников и исповедников Христовых – то воинство, которое спасло нашу страну и наш народ от полного ухода в безбожие, благодаря которому сейчас у нас снова Церковь имеет свободу, вновь строятся храмы, открываются монастыри, для всех людей стала доступной церковная жизнь. Новомученики своей кровью, ценой своей жизни отстояли нашу православную веру. Промыслом Божиим это святое место стало главным зданием нашего университета. Каждый раз, когда мы приходим сюда, в этот храм и в Соборную палату, мы чувствуем преемство с нашими мучениками. Мы особенно их почитаем, мы изучаем их подвиги, мы стараемся лучше понять и изучить историю Русской Церкви XX века. Поэтому сегодня хочется пожелать вам, чтобы вы ощутили этот дух благодатного преемства, благословения Божия и благословения наших мучеников на предстоящий вам подвиг. Да хранит вас Бог!