Александр Борисович Салтыков
1 /
Наследие Александра Борисовича Салтыкова и русские керамические иконостасы
PDF версия

28.11.2023 состоялся очередной научный семинар в рамках разрабатываемой факультетом церковных художеств научной темы «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков». Руководитель исследовательской группы – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории христианского искусства Ю. Н. Звездина.

Тема семинара – «Русские керамические иконостасы»; вопросы изучения русского церковного искусства Нового и Новейшего времени.

На этом занятии семинара была освещена история создания керамических иконостасов в России, а также пути воплощения современных русских фарфоровых иконостасов. Примечательно, что в работе семинара принял участие В. Г. Розанов, ведущий художник Гжельского фарфорового завода, автор фарфорового иконостаса в храме Ильи Пророка села Ильинское Московской области. С историей возникновения и изготовления керамических иконостасов с середины XVII до начала XX века участников семинара познакомила доктор исторических наук С. И. Баранова, известный специалист по изучению русских изразцов.

Доклады:

1. Светлана Измайловна Баранова, ПСТГУ, кафедра истории и теории христианского искусства, профессор, факультет истории искусства РГГУ, главный научный сотрудник, доктор исторических наук

Из истории русских керамических иконостасов

Первый доклад явился как бы прелюдией к выступлению В. Г. Розанова, чье творчество связано с Гжелью. С. И. Баранова начала свое выступление с рассказа о более раннем этапе, когда художественным руководителем на Гжельском керамическом заводе был Александр Борисович Салтыков, историк искусства и музейный деятель. Этот период пришелся на 1934-1955 годы, когда была проделана огромная исследовательско-экспериментальная работа по изучению, созданию и использованию знаменитой керамики. Кроме того, А. Б. Салтыковым были найдены гипсовые формы абрамцевской мастерской и привезены на Гжельский завод. Государственный исторический музей благодаря деятельности А. Б. Салтыкова получил коллекцию гжельской керамики.           С. И. Баранова коснулась и истории создания музея в Гжели.

Затем последовал рассказ о знаменитых памятниках ценинного дела, украсивших собор Ново-Иерусалимского монастыря по указанию патриарха Никона. Обращаясь к более позднему этапу, С. И. Баранова познакомила участников семинара с деятельностью фабрики М. С. Кузнецова, отразившейся как во множестве созданных там керамических иконостасов, так и в публикации каталогов предлагаемых фабрикой изделий. Завершил этот доклад ряд современных керамических иконостасов, созданных для украшения храмов в последние годы.

2. Валентин Гельевич Розанов, председатель правления «Союз Гжельских Мастеров», руководитель секции керамики и фарфора «Творческий Союз художников декоративно-прикладного искусства», заместитель председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», академик Европейской академии естественных наук (секция культурологии).

Применение фарфора в архитектуре. Опыт создания фарфоровых иконостасов

Вторым прозвучал доклад художника-керамиста, известного мастера по созданию фарфоровых иконостасов. В. Г. Розанов проиллюстрировал свое сообщение множеством интереснейших фотоснимков, на которых запечатлен трудоемкий процесс создания двух иконостасов по предложению настоятеля храма Илии Пророка в Ильинском, отца Александра, который хотел воспроизвести в своем храме фарфоровые иконостасы в традициях иконостасов фабрики М. С. Кузнецова начала XX века. В. Г. Розановым были созданы уникальные проекты главного иконостаса (1999–2005 гг.; размеры – 10 метров в высоту и 7 в ширину) и иконостаса придела (2022 г.; размеры 4 метра в высоту и 7 в ширину). Яркий, увлекательный доклад позволил наглядно представить сложность работы, в процессе которой создавались сотни деталей, а затем монтировались воедино.

Был представлен также труд мастеров-иконописцев в процессе создания икон для последующего помещения в иконостасы. Работы над иконами иконостаса придела храма еще не закончены, главный иконостас завершен вполне.

3. Светлана Юьевна Корочкова, магистр 3 курса

К вопросу о литературных источниках житийных икон святых Флора и Лавра XVI–XVIII веков

В своем докладе С. Ю. Корочкова рассмотрела источники, послужившие основой для иконографии ряда клейм житийных икон святых Флора и Лавра, созданных с XVI до второй половины XVII века.

Были собраны и проанализированы разнообразные как русские, так и западноевропейские источники, проведен сравнительный анализ текстов и особенностей трактовки некоторых сцен в клеймах, которые до сих пор не были определены другими исследователями.

В заключение семинара состоялось обсуждение докладов.

Вас могут заинтересовать :