Архим. Тихон (Беллавин) и Холмская духовная семинария
Новогоднее пожелание учащимся от святителя Тихона
PDF версия

В преддверии Нового года представляем вниманию читателей слово святителя Тихона (Беллавина), адресованное в 1893 году его подопечным – учащимся Холмской
духовной семинарии.

Сейчас подопечными святителя являются учащиеся Свято-Тихоновского университета. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева.

Новогоднее пожелание учащимся

Речь в Холмской духовной семинарии пред началом учебных занятий, 8 января 1893 года.

Приветствуя вас с Новым годом, чего пожелать вам, юные питомцы, и чего просить для вас у Щедродателя Господа? Конечно, того, что для вас всего дороже и нужнее. Но что же считать за дорогое и нужное вам?

Некогда на престоле царей еврейских восседал юный Соломон. Однажды ему явился во сне Господь и сказал: «Проси, что дать тебе». Не стал он просить у Бога ни богатства, ни славы, ни победы над врагами, ни долголетия, хотя просить этого, по-видимому, было царю всего приличнее. Он просит себе у Бога сердца разумного и мудрости. И благоугодно было Господу, что Соломон просил, и дал ему Бог не только то, что он просил, но и то, чего он и не просил, – богатство и славу (3 Цар. III: 5–13), ибо премудрость ведет это за собою. «Обладающий ею наследует славу» (Сир. IV: 14); она возвышает и прославляет того, кто ее принимает (Притч. IV: 8). Премудрость доставляет и богатство, «весь дом наполняет всем, чего желают, и кладовые их – своими произведениями» (Сир. I: 17). В шуйце ее – богатство и слава, а в деснице – долгоденствие. Она оберегает и охраняет тех, которые сами не оставляют ее. Подлинно, «блажен человек, который снискал мудрость и приобрел разум! Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого нами не сравнится с нею» (Притч. III: 13, 15–18).

В самом деле, что может сравниться с мудростью? Что сильнее всего на свете? Некогда об этом вопрошали мудрецы при дворе царя Дария, как повествует об этом во второй книге Ездры. Одни из них самым сильным считали то, что льстит нашей чувственности, доставляет нам удовольствие; другие за самое сильное признавали власть, которая так обаятельно действует на наше самолюбие и гордость, но все принуждены были согласиться с Зоровавелем, который считал больше и сильнее всего истину (2 Ездр., III и IV гл.). То правда, что различные земные блага – богатство, удовольствия, власть – обаятельны для нас и имеют большую силу над нами. Нередко мы с детства, со школьной скамьи мечтаем о приобретении их и до старости стремимся иметь их больше и больше. И если бы мы умели правильно, по-христиански пользоваться ими, то их господство над нами еще имело бы цену. Но в том-то и беда, что в нашем пользовании земными благами в громадном большинстве случаев нет истины, мы неправедно употребляем их и посему погибаем в неправде своей (2 Ездр. IV: 37). Так много может сделать добра человек, обладающий богатством или имеющий власть. Но, владея богатством, смотрим ли мы на него как на дар Божий, который нужно употреблять во славу Божию и на пользу ближним? Не чаще ли мы растрачиваем его на удовлетворение своих прихотей и страстей? Или в своих воззрениях на власть руководимся ли мы евангельским взглядом, что она дается нам не для того, чтобы нам служили, но чтобы мы сами послужили меньшей братии? (Лк. 22: 26).

Нет, брат, только в одной истине нет неправды и в суде ее ничего неправого; только «у ней нет лицеприятия и различения, наделяет она справедливое, удаляясь от всего злого». Только она пребывает и остается сильною вовеки, живет и владычествует во век века. Она есть сила, и царство, и власть, и величье всех веков: благословен Бог истины (2 Ездр. IV: 36–40), просветивший и вас светом Своея истины!

Ставя истину выше и дороже всего, будем стремиться стяжать ее, и постигнуть ее, и для сего приобретать мудрость и разум. А начало мудрости есть искреннее желание учиться (Прем. VI: 17). Посему, сын мой, говорит премудрый сын Сирахов, от юности твоей предайся учению. Если пожелаешь мудрости, то научишься, и если предашься ей душою твоею, то будешь ко всему способен, если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, если приклонишь ухо твое, то будешь мудр. Приблизься к ней всею душою твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее, исследуй и ищи ее, и будет познана тобою. Приступай к ней, как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее и скоро будешь есть плоды ее. Если она и пойдет с тобою сначала путями извилистыми, наведет на тебя страх и боязнь, и будет мучить тебя своим водительством, то это лишь на время: доколе не уверится в душе твоей и не искусит тебя своими уставами. А потом она выйдет к тебе на прямом пути, и обрадует тебя, и откроет тебе тайны свои; и наконец найдешь ты в ней успокоение себе (IV: 18–21; VI: 18–20, 27–29, 33–34).

Наложите же, юные питомцы, на ноги ваши пути мудрости и на шею вашу – цепь ее; подставьте ей плечо ваше и носите ее, не тяготясь узами ее (Сир. VI: 25–26). А, чтобы узы эти не казались для вас тяжелы, вы чаще обращайтесь с усердною молитвою о помощи к Тому, Который дает мудрость и разумение (Дан. II: 21) и «в Котором сокрыты всей сокровища мудрости и ведения» (Кол. II: 3). Се ныне и время благоприятное для таких молений о просвещении свыше, ибо «глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа» (песнь из чина Великого освящения воды).


Ректор Семинарии Архимандрит Тихон

Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. №40. С. 40–41.