1 /
Нужна ли пастырям психиатрия? — на вопросы отвечает профессор ПСТГУ В. Г. Каледа (Продолжение)

Поможет ли вера психически больному человеку? Приходят ли бесноватые к врачу? Психиатрия и психология: что нужнее священнику?
Об этом и многом другом — во второй части беседы доктора медицинских наук, профессора, заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук, профессора кафедры практического богословия ПСТГУ В. Г. Каледы.

Первую часть интервью можно прочитать по ссылке

- Что Вы можете сказать о таком феномене, как беснование ?

- То, с чем сталкиваются психиатры, – это непосредственно психические заболевания, психические расстройства, описанные в международных классификациях. Не так давно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии мы провели международную конференцию «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье» (2019). Там обсуждался этот вопрос. И участники конференции пришли к мнению, что случаи одержимости бесами – это все-таки случаи единичные, а большинство ситуаций, когда человек говорит о воздействии на себя темных сил и одержимости, относятся к проявлению психических болезней.

- А если, наоборот, человек говорит, что с ним общаются ангелы, святые его наставляют, Богородица ему открывает, Господь ему говорит, что так надо сделать, а так не надо. Как понять – это ангелы или все то же самое нездоровое психическое состояние?

- Здесь нужно обратиться к святым отцам, например, к святителю Игнатию Брянчанинову, которые четко говорят, что, как только человек почти визуально представляет некий образ того, с кем он общается, – это искушение, состояние прелести, которого человек должен избегать.

- Может ли в этом состоянии помочь психиатр?

- Думаю, что описание, которое есть у Игнатия Брянчанинова, это по сути описание бредовых психотических состояний. Точно так же, когда человек заявляет, что он является Богородицей, является Спасителем, или, наоборот, антихристом – понятно, что это все относится к сфере компетенции психиатрии. Когда к священнику приходит очаровательная девушка и говорит о том, что она является Богородицей, находится в состоянии эйфории, говорит, что она пришла в мир, чтобы помочь людям, у священника не возникнет никаких сомнений, что это душевнобольная.

- А если человеку является Богородица, как Она явилась преподобному Сергию Радонежскому?

- Когда придет человек, который скажет, что какое-то время назад вечером у него было какое-то особое состояние, которое длилось короткий промежуток времени, он почувствовал какое-то явление, и это было один раз и длилось несколько минут, и больше никогда не повторялось, понятно, что психиатры найдут некие слова, термины, но это не будет достаточным для того, чтобы говорить, что у человека есть психическое отклонение. Это отдельный феномен, который длился короткий промежуток времени, отдельные минуты.

Другое дело, если человек говорит о том, что с ним постоянно общается Божия Матерь, а, исходя из духовного опыта Церкви, мы знаем, что явления Божией Матери – это совершенно уникальные чудеса в истории всего человечества, что Божия Матерь являлась всегда особым людям, особым подвижникам, которыми абсолютное большинство из нас не является. И предположить, что мы с Вами в жизни встретимся с преподобным Сергием или с преподобным Серафимом Саровским или с кем-то из подвижников, –очень сомнительно.

Неслучайно многие явления, которые были описаны в XX веке в католическом мире: и Фатима, и явление Божией Матери в Междугорье, в Югославии, когда Божия Матерь являлась в определенное время чуть ли не по расписанию, мы, как люди православные, все-таки ставим под сомнение.

- У меня, как священника, в связи с этим возникает вопрос не теоретический, а по ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в пастырской деятельности. Если вдруг человеку какой-то внутренний голос говорит уйти от жены, перестать причащаться – это, скорее всего, бесовское искушение или психиатрическое состояние?

- Есть четкие понятия, когда мы говорим про психическую патологию. Все руководства по психиатрии говорят о том, что, когда человек говорит, что он слышит некий голос, мы должны у него много-много раз переспросить, что он имеет в виду под голосом, который слышит. Когда человек говорит, что у него есть некий голос совести или у него некое внутреннее ощущение, что нужно менять свою жизнь, голос души говорит ему что-то такое – это наши нормальные переживания. А вот если человек говорит, что слышит некий голос или голоса внутри головы, которые его оскорбляют, дают приказания, комментируют его поступки, то это, скорее всего, — слуховые галлюцинации.

- Вы уже более 15 лет ведете в Свято-Тихоновском университете семинар «Пастырская психиатрия», однако студенты посещают его по желанию. Как Вы считаете, нет ли необходимости в богословской, пастырской подготовке, в семинарской подготовке этот курс в той или иной мере проходить обязательно, чтобы уметь разбираться с этими явлениями, когда столкнешься с ними в своей обычной повседневной священнической практике?

- Скажу так. В подготовке психологов, то есть тех специалистов, которые направлены на работу с людьми, на работу с решением каких-то проблем даже психически здорового человека, есть специальный обязательный курс — «Клиническая психология». Клиническая психология – это и есть основы психиатрии. Стандартная подготовка психологов во всем мире предполагает, что психолог тоже должен знать, как проявляется патология. Поэтому, если священник является человеком, который работает с духовным, с душевным миром человека, точно так же решает и те вопросы, с которыми некоторые люди обращаются к психологу, он должен знать, что является нормой, а что является патологией.

Если мы возьмем руководство по пастырскому богословию архимандрита Киприана Керна, изданное еще в далеком 1957 году, там есть глава, которая называется «Пастырская психиатрия». Если мы возьмем современное

руководство по пастырскому богословию, которое только будет издано в ближайшее время и в издании которого принимает активное участие профессорско-преподавательский состав нашего Университета, то там тоже есть приложение, которое называется «Пастырская психиатрия». И курс, который я с 2003 года преподаю в нашем Свято-Тихоновском университете, действительно пользуется высоким рейтингом, посещаемость его высокая, всегда много людей, много слушателей. И отзывы, которые я получаю спустя много лет, говорят, что этот курс реально нужен в пастырском служении.

Мне хочется особо отметить, что в прошлом году комиссией Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии был принят документ, который был одобрен Президиумом Межсоборного присутствия, — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». В этом документе говорится о необходимости преподавания основ пастырской психиатрии в духовных школах и на курсах повышения квалификации духовенства. Такой опыт уже имеется. Особо хочу отметить, что изданное руководство для священнослужителей одобрено как Издательским советом Русской Православной Церкви, так и Учебным комитетом.

- Вы упомянули, что в подготовке психологов тоже есть раздел психиатрии. Вы, как психиатр, как относитесь к психологии как дисциплине вообще и ее востребованности для священников, в частности?

- Я к этой дисциплине отношусь с самым большим и глубоким уважением. Да, святые отцы великолепно знали все дуновения души человека, в том числе и многое из того, что разбирает психология. Понятно, что в психологии существуют разные разделы. Существует возрастная психология, существует специальная психология, которая ориентирована именно на определенный контингент людей с определенными расстройства психического спектра или на людей, которые страдают тяжелыми соматическими заболеваниями. Но иметь общее представление о современных наработках в психологии будет для священника нелишним, особенно в области возрастной психологии.

- Василий Глебович, Ваша книга охватывает курс по пастырской психиатрии, который Вы читаете в Свято-Тихоновском университете. Поможет ли она тем, кто не проходил обучение в ПСТГУ?

- Эта книга как раз обобщает мой опыт преподавания пастырской психиатрии в стенах нашего Свято-Тихоновского университета и на курсах повышения квалификации московского духовенства и охватывает весь объем данного предмета. Она основывается также на моем опыте врачебной деятельности и научной работы. Как я сказал, я старался максимально доступным языком изложить основы психиатрии. Сейчас этот курс преподается и в стенах Московской духовной академии, и в Сретенской семинарии, и в Белгородской семинарии, и в Воронежской семинарии, и отдельными фрагментами в других семинариях.

Это руководство для священнослужителей и учебное пособие для студентов. В предисловии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, председатель экспертного совета по пастырскому попечению о душевнобольных Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии, пишет, что она будет полезна не только священникам и студентам, но также и родственникам душевнобольных и всем, кто интересуется данной проблемой.

Психиатрия такая область, что для постановки диагноза необходимы профессиональное образование, профессиональная подготовка. Задача священника состоит не в постановке диагноза, а в определении состояния человека, насколько оно является патологическим и в каком случае нужно направить больного к психиатру. В каких-то случаях он должен понимать, что это у человека просто патологическая черта характера, тогда он должен каким-то образом выстраивать свои отношения с этим человеком, учитывая его патологические черты. Священник должен понимать, как принимать исповедь у пожилого человека, у которого, например, деменция, как его допускать до Таинств и т.д.

Мы хотели в этой книге, с одной стороны, описать основные психические расстройства, с другой — дать некоторые практические рекомендации священнику, как поступать в том или ином случае.

- Мы сегодня поговорили о том, как психиатрия может помочь священнику. А может ли православный священник помочь психиатру в его профессиональной деятельности?

- Мы говорим о том, может ли православный священник помочь психиатру в его личной духовной жизни? Однозначно. Если говорить о его профессиональной деятельности, то и здесь, конечно, тоже. Задача священника не только выявить психическую патологию, направить к психиатру, но и дальше помочь нести это бремя, этот крест болезни у своего пасомого.

Можно привести удивительные примеры, когда священники направляли своих духовных чад в наш Центр, где есть свой храм, где регулярно совершается богослужение, есть свои замечательные батюшки, но при этом все равно считали своим долгом навещать своих чад. Они не просто отправили прихожанина к врачу-психиатру и забыли про него — они идут с душевнобольным по жизни. И мы, психиатры, вне зависимости от своих религиозных убеждений, четко понимаем, что наличие у человека религиозных ценностей является для него стержнем, на который можно опираться.

Хочу особо отметить, что в нашем Центре, который является ведущим научным учреждением в области психиатрии в нашей стране еще с советских времен, больничный храм был открыт в 1992 году по решению Ученого совета. Это был второй больничный храм в нашей стране. То есть уже тогда ведущие отечественные психиатры четко осознавали значение духовных ценностей для наших пациентов.

- Как, по Вашему мнению, вера может помочь человеку с психиатрическим диагнозом?

- Некоторые болезни действительно очень тяжелые, некоторые приводят к инвалидности. Вот, например, молодой человек, 20-ти с небольшим лет, вроде бы вся жизнь впереди, еще столько должно быть впечатлений, столько должно быть яркого и интересного, а у него все оборвалось. Он оказался пару раз в больнице, он ни на что уже не способен, у него группа инвалидности. И что ему остается? Остается думать о безысходности, о несправедливости жизни, что он оказался подвержен тому, чему не подвержены его сверстники, у которых все успешно и хорошо, которые благополучно идут по жизни, у них семьи и другие достижения. А он обижен судьбой, находится дома.

Но, если у такого больного религиозный взгляд на жизнь, он в своей болезни находит некий религиозный смысл. Он понимает, что Господь именно таким образом ведет его ко спасению. Один из пациентов как-то сказал, что Господь дал ему такой крест в виде болезни, благодаря которому он не творит ничего такого, о чем потом бы жалел.

- Василий Глебович, большое спасибо за интересную беседу. Хочется завершить ее более личным вопросом. Вы и сын священника, и брат священников. Как Вам лично вера помогает в работе?

- Должен сказать честно, что я пришел в психиатрию, наверное, выполняя некий завет своего отца-священника, который очень уважал медицину и выделял одну область в медицине – именно психиатрию, где есть тонкие моменты соотношения духовных проблем и проблем душевных. В предисловии к книге Дмитрия Евгеньевича Мелехова "Психиатрия и проблемы духовной жизни» мой отец писал, что надеется на ее завершение, но, увы, она так и не была завершена, в неоконченном виде вышла в самиздате. Поэтому считаю, что работой уже над своей книгой я выполнял завет своего отца.

Психиатру, как и священнику, тоже приходится сталкиваться с большим количеством горестей и проблем, которые есть у его пациента. И здесь есть тонкий момент, когда нужно принимать каждого человека близко к сердцу, но при этом не выгореть. И вера является тем стержнем, который помогает мне не отступать от этой тонкой грани и идти по жизни, выполняя свой профессиональный долг.

Беседовал священник Стахий Колотвин.