В Издательстве ПСТГУ вышел 107-ой выпуск серии «Богословие. Философия. Религиоведение» Вестника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Предлагаем обзор содержания номера.
Выпуск №107 представлен пятью работами по богословию, одной – по философии и одной – по религиоведению; кроме того, номер содержит две рецензии. Выпуск отличает внимание к библейской экзегезе.
Раздел «Богословие» открывается статьей доцента СПбГУ Александра Владимирова Сизикова «Не пей с ним или с ней? К вопросу интерпретации Сир 9.9». Автор обращает внимание на разночтение в разных переводах книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова 9:9. Библейский автор ограничивает употребление вина на пирах, но еврейский текст говорит о том, что нельзя пить с мужчиной, а греческий и латинский – запрещают пить и разговаривать на пиру с замужней женщиной. Исследователь предполагает, что версия еврейского текста оригинальна, а греческий и латинский переводы отражают реалии греческих и римских трапез.
Статья профессора ПСТГУ Петра Борисовича Михайлова также посвящена библейской текстологии. Автор исследует Евангелие от Иоанна 1:18, где одни рукописи содержат формулу «единородный Сын», а другие – «единородный Бог». В статье анализируются не только критические издания и научная литература по вопросу, но и употребление выражения «единородный Бог» в последующей патристической традиции, особенно у александрийцев. Петр Борисович отмечает гностический контекст формулы, а также ее использование в тринитарных спорах. Наконец, для богословского осмысления проблемы он привлекает христологические идеи протоиерея Иоанна Бэра.
В следующей статье профессор ПСТГУ протоиерей Олег Давыденков рассматривает христологию Сулеймана Газского, влиятельной фигуры в арабском православном богословии. Сулейман заимствовал богословские идеи из несторианских источников, что привело к отклонению его учения от православных догматов в различных аспектах и заставило Сулеймана отказаться от использования некоторых христологических терминов и формул.
Михаил Викторович Шпаковский, младший научный сотрудник Института философии РАН, исследует богословие старца Артемия Троицкого, содержащееся в сборнике его посланий. Статья посвящена трем ключевым аспектам учения старца: концепции естественных добродетелей, пониманию «истинного разума» и иерархии трех состояний человека. Это первое исследование, посвященное учению Артемия о естественных добродетелях. Михаил Викторович воссоздает книжный контекст, в котором трудился старец Артемий, и выявляет новые источники его текстов.
Богословский раздел завершается работой профессора ПСТГУ Максима Александровича Пылаева, в которой сопоставляются персоналистские интерпретации христианской керигмы в диалектической теологии Э. Бруннера и софиологии протоиерея Сергия Булгакова. Если персонализм Бруннера подчеркивает диалогические отношения между человеком и Богом, то Булгаков онтологизирует любовь в категориях метафизики всеединства. Автор исследует согласованность различных форм философского дискурса, таких как метафизический и неметафизический, в определении сущности христианства, а также высказывает предположение, что персоналистская интерпретация Евангелия требует радикальной трансформации античной метафизики.
Раздел «Философия» представлен статьей доцента РУДН Алексея Зиновьевича Черняка «Этические императивы в историцистской перспективе: был ли Иисус Навин аморальным?». Автор утверждает, что, хотя библейский персонаж совершал морально неверные с современной точки зрения поступки, он остаётся для верующих людей нравственным авторитетом благодаря преданности Богу. А. З. Черняк предлагает семантический анализ, позволяющий различить оценку поступка и оценку исторической личности.
Религиоведческий раздел в номере представлен статьей иерея Романа Савчука, который рассматривает понимание роли Православия в историческом прошлом, государственной и общественной жизни Украины в конце 1980-х годов. Автор освещает религиоведческие подходы, которые определили государственную политику и общественную риторику независимой Украины, и раскрывает противоречивое понимание роли Православия среди интеллигентов поздней УССР. По мнению отца Романа, повышенный интерес к национальной проблематике опирался в этой среде на старый методологический инструментарий в отношении религии.
Раздел рецензий содержит две работы. В первой рецензии преподаватель ПСТГУ Илья Александрович Хангиреев сделал обзор сборника статей “Understanding Texts in Early Judaism. Studies on Biblical, Qumranic, Deuterocanonical and Cognate Literature”, посвященного памяти библеиста Г. Д. Ксеравича. В сборнике рассмотрен ряд ветхозаветных текстов, второканонических книг и межзаветных апокрифов. Автор рецензии отмечает, что, несмотря на отсутствие революционных открытий, сборник будет полезен библеистам благодаря скрупулезной работе авторов с текстами.
Рецензия на книгу “The Cognitive Neuroscience of Religious Experience”, написанную ведущим нейротеологом Патриком Макнамарой, подготовлена научным сотрудником института философии РАН Татьяной Сергеевной Самариной. Работа Макнамары посвящена нейробиологии религиозного опыта, а основное внимание в ней уделяется эволюции религии и роли фазы быстрого сна. Автор привлекает биологию, антропологию и неврологию для моделирования развития религии. По мнению Т. С. Самариной, книге недостает конкретных доказательств и альтернативных объяснений, но, несмотря на недостатки, автор предлагает интересные перспективы интерпретации религиозного опыта.
Обзор подготовил Егор Кропинов
Подать материалы в «Вестник ПСТГУ»