1 /
Отчет об участии преподавателей и студентов историко-филологического факультета в Международной научно-богословской конференции «Сохранение исторической памяти»
PDF версия

9-10 октября 2023 года в Нижегородской духовной семинарии состоялась Международная научно-богословская конференция «Сохранение исторической памяти». Работа конференции проходила по двум секциям: «Духовное краеведение» и «Православная педагогика».

ПСТГУ на конференции представили заместитель декана по научной работе ИФФ, к.и.н., доцент кафедры истории России Е. Н. Козловцева, аспиранты, соискатели и студенты исторического и педагогического направлений историко-филологического факультета.

На секции «Духовное краеведение» Е. Н. Козловцева выступила с докладом «Место краеведения в учебном и воспитательном плане студентов ПСТГУ». В докладе рассказывается о месте краеведческих дисциплин в учебном плане бакалавриата и магистратуры исторического направления ИФФ ПСТГУ. Какие цели ставятся перед студентами, какие дисциплины и учебные практики решают поставленные задачи, как оцениваются и применяются полученные результаты.

Также на секции духовное краеведение выступили с докладами соискатели кафедры педагогики О. О. Кудрицкая и И. А. Конюшкова.

Оксана Олеговна выступила с докладом «О феномене духовно-музыкальной культуры как ценности отечественного искусства», в котором освящается важность православной церковной музыки в отечественном искусстве. В докладе акцентировано внимание на русском хоровом певческом стиле, который славится своей гармонией и выразительностью, а его репертуар включает в себя как духовную, так и мировую музыку. Русская хоровая музыка уникальна своим звучанием, гармонией и сложностью исполнения, которая требует высокого уровня музыкальной подготовки исполнителей. Кроме того, она оказывает глубокое влияние на религиозную и культурную жизнь России.

Иоанна Артуровна вступила с докладом «Церковное краеведение как направление культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви: история и современность». В докладе приводятся исторические и современные аспекты краеведческого подхода в образовании на примере культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви для детей и педагогов. Акцентировано внимание на том, что такой подход может быть актуален не только для православного образования и воспитания, но и для светского. Особое внимание было уделено деятельности С. А. Рачинского, который стал основоположником краеведческого принципа преподавания как основы духовного становления личности ребенка.

Студент 1 курса магистратуры исторического направления С. П. Гридасов выступил с докладом «Преступления и наказания жителей села Мурашкина в 1650–1671 г.». В докладе рассматриваются две стороны повседневной жизни населения села Мурашкина в 1650–1671 гг. - преступность и духовность. Основываясь на материалах вотчинной переписки боярина Бориса Ивановича Морозова, материалах Приказа тайных дел и переписных книгах 1671–1672 гг. по селам Мурашкино и Гридино с приселками, Серафим Петрович приходит к выводу о снижении уровня преступности в селе к концу изучаемого периода при непосредственном участии властей, а также о некоторой заурядности духовной жизни Мурашкина, на которую не успели оказать большого влияния старообрядческие настроения.

На секции «Православная педагогика» младший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви и аспирантка кафедры истории России М. А. Владимирова выступила с докладом «Влияние событий 1917 г. на служение алтайских миссионеров по их запискам». В докладе освещается проблема влияния событий 1917 г. на служение алтайских миссионеров. Основываясь на их записках, Мария Александровна реконструирует восприятие миссионерами происходящих общественных перемен. Отмечается внимание, уделяемое в записках отношению к Церкви и к миссионерам со стороны местных жителей, как важному фактору для продолжения миссионерского служения, и причинам, на него повлиявшим. В докладе отражены произошедшие в 1917 г. изменения в жизни миссионеров и в деятельности Алтайской духовной миссии, которые привели в итоге к завершению ее работы.

Студентка 4 курса исторического направления М. А. Грицышина выступила с докладом «Голод в Нижегородской губернии 1891–1892 гг. в восприятии современников (на примере публицистики В. Г. Короленко)». Короленко организовал в деревнях Лукояновского уезда общественные столовые для голодающего населения. Основываясь на своих впечатлениях, он написал цикл очерков «В голодный год». В докладе рассматривается отношение В. Г. Короленко к продовольственной политике и уделяется особое внимание оценкам причин продовольственного кризиса во время голода 1891–1892 гг. Короленко затрагивает проблемы, существовавшие в российском пореформенном обществе, а также тему русского крестьянского мира.

Аспирантка кафедры педагогики О. В. Золотарёва выступила с докладом «Вопросы просвещения и воспитания в русской педагогике рубежа XIX–XX веков на примере трудов Иоанна Кронштадтского и Феофана Затворника». В докладе Ольга Валентиновна отметила основные моменты жития святых и выделила важнейшие аспекты по воспитанию юношества в трудах этих святых.

Вас могут заинтересовать :