Памяти академика Алексея Николаевича Паршина
PDF версия

18 июня 2022 года на 80-м году жизни отошел ко Господу известный российский математик, академик РАН А. Н. Паршин. Алексей Николаевич известен и как религиозный философ, которого особенно интересовала проблема взаимоотношения христианства и современного естествознания.

Внимание к русской философии возникло у А.Н. Паршина на фоне бурного всплеска интереса к православию в начале 90-х гг. Тогда и созрело желание создать научный семинар «Русская философия: традиция и современность». Он должен был способствовать вполне конкретной задаче сближения философии и науки. Противорелигиозная наука и противонаучная религия казались Алексею Николаевичу одинаково ошибочными и гибельными. Соединить их, пересмотрев научные основания, с одной стороны, и изменив отношение религии к науке – с другой – эта мечта двигала ученым. Такое соединение возможно только при перспективе пересмотра научных представлений и их согласования с учением Церкви. Основания для этого А.Н. Паршин видел именно в математике, приводя в качестве примеров целый ряд моделей: от теории множеств Кантора и до моделей Фридмана и Леметра. Ярким примером открытости математики к чему-то выходящему за пределы науки для А.Н. Паршина была теорема Гёделя о неполноте. В 2004 году давнее желание было Алексеем Николаевичем исполнено и семинар «Русская философия (традиция и современность)» начал свою работу.

На протяжении многих лет Алексей Николаевич принимал активное участие в работе семинара ПСТГУ «Наука и вера», а также выступал по этой теме на других научных семинарах и форумах[1]. Работы Алексея Николаевича по истории науки и русской философии, о взаимоотношении христианства и естествознания представлены в сборнике его статей «Путь. Математика и другие миры» (2002), а также опубликованы в сборнике избранных докладов семинара «Русская философия (традиция и современность), прочитанных с 2004 по 2009 год.

По просьбе сотрудников Математического института им. В. А. Стеклова РАН, где Алексей Николаевич был заведующий отделом алгебры, его друг и коллега, сотрудник ИДО ПСТГУ доцент Татьяна Николаевна Резвых написала о нем воспоминания:

Памяти Алексея Николаевича Паршина

Когда умирает значительный человек, трудно найти подобающие слова. Мы говорим: «выдающийся», «многогранный», «крупный», «исключительный». Все это правильно, но выглядит тривиально. Тем не менее живым нужно как-то зафиксировать память о том, кого ценили, уважали, любили и кем восхищались.

Часто масштаб человека становится понятен, лишь когда его самого уже нет в живых. Но в данном случае дело обстоит не так. Все мы, знавшие Алексея Николаевича, прекрасно понимали, кто перед нами. Он был удивителен во всем, что касается способности создавать, он был подлинно творческим человеком, мысль которого никогда не останавливалась, а интуиции посещали и за столиком в кафе. В личности Алексея Николаевича мы видим правду слов Аристотеля про удивление как начало философии. Возможно, именно бэкграунд ученого помог ему в русской философии видеть не просто историю, а основу для будущего, «живое знание», «традицию и современность».

Как философ и математик Алексей Николаевич был настоящий платоник, для которого идея была не отвлеченным понятием, а живым существом. И как платоника его не устраивали тени на стене пещеры – он знал и понимал настоящую реальность.

Но для него был важен не только результат, но и сама постановка проблемы, горизонт. Эта перспективность и простор были важной чертой личности Алексея Николаевича. Он умел поставить вопрос и умел окружающих вовлечь в процесс своей мысли. Может быть, поэтому он казался моложе не только своих сверстников, но и людей по возрасту младше его.

Качества его души вызывали не меньшее восхищение. Он был решителен и деятелен, когда нужно было вступиться за кого-то, помочь кому-то, сделать что-то для кого-то, восстановить справедливость. Это признаки настоящего русского интеллигента, каких теперь уже, наверное, и нет. Ему была важна не только истина, но и правда.

Мне посчастливилось общаться с Алексеем Николаевичем чуть больше 15 лет, с 2006 года. И я всегда помню, как много он сделал лично для меня. Когда мы познакомились, я была по сути начинающим исследователем, а он член-корреспондентом Академии наук. Тем не менее он находил время читать и критиковать мои статьи.

Несколько месяцев назад я послала ему нашу, сделанную с коллегами, книжку материалов С. Л. Франка о Достоевском. Мне очень хотелось узнать его мнение. И вот что он ответил:

«Хочу сказать тебе спасибо за этот текст. Читал его теперь не торопясь. Сначала казалось, что это такая история истории. Но постепенно открывались мысли, которые меня очень завлекли. Две свободы, одна здешняя, другая в Боге, и как они непросто связаны друг с другом в человеке. Никогда об этом не думал. Теперь принял для себя. А дальше то, что открыл себе в Достоевском совсем в молодости: каждый перед всеми за все виноват. Эта мысль меня тогда потрясла, и я ее принял полностью. Но, конечно, сказать теперь, оглядываясь на прожитую жизнь, что я жил по ней, не могу. Но все равно она со мной. Спасибо, что напомнила». 

Я привела эти слова, потому что Алексей Николаевич действительно всегда жил для других. Вечная память о нем нужна прежде всего нам, его друзьям, последователям, коллегам. Его же душа уже в том мире, который Платон назвал «занебесной областью».

Царствие Небесное дорогому Алексею Николаевичу! Вечная память!




1. Ссылка на видеозапись доклада А.Н. Паршина «Подкреплять Священное Писание – не функция науки», сделанного 18 сентября 2017 г. на международном семинаре «Православие и наука: история, современность, будущее» в храме мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова: https://taday.ru/text/2213575.html.

Cсылка на интервью Алексея Николаевича в 2019 г. в рамках проекта «Наука и православие во всем мире» (Греция, 2016–2019): https://youtu.be/TUzqA2G0Cso.