1 /
Представители ФЦХ приняли участие в XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях
PDF версия

23.01.2024 преподаватели и специалисты факультета церковных художеств ПСТГУ приняли участие в научно-практической конференции «Святость и художественный образ», организованной Российским Православным университетом святого Иоанна Богослова.

Председателем конференции был протоиерей Михаил Дудко, заведующий кафедрой богословия РПУ св. Иоанна Богослова, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Бескудникове, настоятель храма апостола Иоанна Богослова под Вязом.

Святость определяет ценность художественных произведений в сфере церковного искусства. Где сегодня искать источник священного в церковном художественном образе? Как современная икона становится святыней? Возможна ли автономия церковного искусства от тенденций светского художественного творчества? Современный художник, работающий для Церкви, неизбежно живет идеей самовыражения в творчестве. Он ищет свой собственный ответ на вызовы современной культуры. Ему самому приходится принимать решение: нужно ли церковному искусству «развиваться»? Можно ли расшатывать границы канона?

На конференции, посвященной данной проблематике, от ПСТГУ выступили с докладами доценты ФЦХ протоиерей Николай Чернышев и иерей Максим Крижевский , а также заведующая кафедрой иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко.

Протоиерей Николай в своем выступлении подчеркнул важность постепенного, поэтапного возвращения к иконописной традиции, полностью утерянной за годы советской власти. Он обратил внимание на несвоевременность свободных экспериментов в сфере сакрального искусства. «Понятно, что нам не всю жизнь писать диктанты, но сейчас мы только на этапе освоения иконописи», – сказал он. Образы великого Дионисия или даже Симона Ушакова, по его мнению, недостижимы для нас на современном этапе возрождения церковного искусства. Спонтанные, недостаточно обдуманные отступления от образцов, созданных этими и другими духовными подвижниками, пока еще не приводят нас к такому же «невиданному» результату, как у них.

«Зачем от искусства иконописи требовать развития, если есть Первообраз – константа, с Которым это искусство себя соотносит?» – с таким вопросом обратилась Екатерина Дмитриевна Шеко в начале своего доклада. «В какую сторону нам надо идти вперед, когда не сформулирована цель этого движения, нет ясной стратегии и даже просто смыслового наполнения?» Подход светского искусствознания к иконописи, как к любому другому искусству, Екатерина Дмитриевна связывает с тем, что в первые годы после революции в России была создана музейная система, собиравшая и хранившая все возможные памятники истории и искусства. Иконопись как вид живописи оказалась в той же системе координат, для ее спасения необходимо было подтвердить именно «художественную ценность». Современное общество предъявляет к художнику-иконописцу те же требования, что и к светскому художнику, поэтому иконописец вынужден подчеркивать творческий характер своей деятельности.

Однако иконопись – вид живописи, задачей которого является создание священных образов. Сопричастность Божественному в современной иконописи подразумевает повторение форм, уже найденных в прошлом. К языку иконописи также относится термин «эстетика тождества», предложенный Ю. М. Лотманом в его работе «Структура художественного текста», где он обозначает определенную стадию развития поэтики. Для иконописи так же, как и для поэтики, важно сохранение в неприкосновенности этапа тождественного воспроизведения кодов, канонов и образов, так как их разнообразие еще не исчерпано в нашу эпоху.

Отец Максим в своем докладе предложил зафиксировать основные проблемы и «реперные точки» этого разговора. Исходя из положения о том, что церковный художник работает в рамках земного времени для времени вечного, Божественного, он определил возможности расширения канонических границ для работы иконописца: «Границы и рамки правил можно расшатывать только исходя из интересов церковного домостроительства, а не с целью самоутверждения». При этом между «вечностью» Божественного откровения и «земным временем», в котором живет традиция и работает художник, необходимо держать баланс.

Вас могут заинтересовать :