Преподаватели и сотрудники ПСТГУ приняли участие в VIII Валаамских чтениях

29 и 30 мая 2021 года в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре прошли VIII Валаамские образовательные чтения, организованные православным культурно-просветительским центром «Свет Валаама». В этом году чтения были посвящены 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского и прошли под девизом его слов «Не в силе Бог, а в правде».

Конференция была открыта приветствием наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и директора православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама» архимандрита Мефодия (Петрова). Вследствие эпидемиологической обстановки приветствия прозвучали дистанционно.

С приветственным словом выступил также начальник Аппарата Законодательного собрания Республики Карелия А. А. Манин.

Научная часть конференции была открыта выступлением ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии епископа Петергофского Силуана. Автор доклада рассказал о наследии святого Александра Невского в Санкт-Петербурге. Наиболее известным объектом, связанным с этим святым, является, несомненно, Александро-Невская лавра. С этой обителью связана и Санкт-Петербургская духовная академия, покровителем которой является благоверный князь.

Следующий доклад, подготовленный доктором исторических наук Д. М. Володихиным (МГУ), был посвящен историческим мифам, связанным с Невской битвой. Основной миф состоит в том, что Невская битва была незначительным приграничным столкновением, поскольку о нем нет упоминаний в шведских источниках. Однако такое мнение о сражении нельзя признать правильным. Отсутствие упоминаний в шведских хрониках объясняется тем, что подобного рода литература стала появляться в Швеции лишь сто лет спустя, а хроники русской земли, стоявшей намного выше в культурном отношении, никем не оспорены и показывают шведское нашествие не грабительским, а настоящим завоевательным походом, имевшим и религиозное значение. В походе принимали участие католические епископы, шведы явно планировали основать на Неве новую крепость для дальнейшего продвижения на юг. По подсчетам докладчика потери шведов могли достигать двух тысяч человек, а количество участников похода достигать 5 тысяч человек. В те годы это была армия большого государства. Поэтому заслуга святого Александра состоит не просто в приграничном столкновении, а в недопущении на Русь многочисленной и сильной армии, победа которой могла привести к очень печальным последствиям для нашего отечества.

Доктор исторических наук А. М. Пашков (Петрозаводский государственный университет) посвятил доклад христианизации карел. Исследователь напомнил, что новгородская земля приняла христианство не так спокойно, как Киев. Связано это было с близостью Скандинавии, с ее культом свирепых языческих богов. Тем не менее христианство в регионе укрепилось, хотя до христианизации карел оставалось еще несколько веков – крещены они были Ярославом Всеволодовичем в 13 веке. Вехами на пути стало основание Коневецкого монастыря, а окончательной победой над язычеством – основание Александро-Свирского монастыря.

Доктор исторических наук, доктор церковной истории Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) рассказала о месте святого Александра Невского в общественном сознании. К сожалению, о князе в основном писали не церковные, а светские историки. В результате благоверный князь стал восприниматься не как подвижник, а как защитник отечества. Положение ухудшило предписание петровского Святейшего Синода изображать святого Александра не в монашеских, а в княжеских одеяниях. Такой подход к этой замечательной личности привел к критическому взгляду и восприятию святого как политика, причем нередко ошибавшегося. Представляется важным вернуться к церковному подходу к личности Александра Невского.

С докладом о благотворительной деятельности Валаамского монастыря выступила И. В. Пелгонен (Православный церковный музей Финляндии в Куопио).

Кандидат исторических наук Е. Ю. Дубровская (Карельский научный центр РАН) посвятила свое исследование общественным настроениям в Финляндии в годы Первой мировой войны. Автор рассказала о православных храмах в этой стране, о служивших здесь пастырях, среди которых особого внимания заслуживает священномученик Александр Хотовицкий.

Первый день конференции закончился выступлением иеромонаха Тихона (Зубакина) (Носовский мужской монастырь Уваровской епархии). Автор доклада рассказал о взглядах святителя Феофана Затворника на монархию.

Второй день конференции начался с выступления кандидата богословия протоиерея Сергия Третьякова (Калужская духовная семинария). Доклад был посвящен малоизвестному валаамскому подвижнику, рясофорному монаху Василию (Печенкину).

   Директор Национального архива Республики Карелия А. Н. Морозов познакомил участников конференции с историей карельских архивов. Автор отметил, что, несмотря на декларировавшееся советским руководством бережное отношение к архивам, на деле уничтожение документов было массовым. Нередко бывало, что, зная о готовящемся уничтожении того или иного архивного фонда, сотрудники архивов «прятали» документы в других фондах. Благодаря этому удалось спасти множество интересных исторических материалов, но их поиск вызывает затруднения. Еще одна проблема архивных фондов Карелии состоит в том, что в годы войны их часть была вывезена за Урал и осела там.

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Т. И. Шевченко (ПСТГУ) рассказала об особенностях биографии и пастырского служения валаамского старца иеросхимонаха Ефрема (Хробостова, 1871-1947), который был духовником сыновей великого князя Николая Николаевича Романова — великих князей Николая и Петра, и после 1925 г. всей монастырской братии, а также многочисленных русских беженцев, вынужденно покинувших родину после революции. Кроме того, Т. И. Шевченко была пресс-секретарем и администратором VIII Валаамских образовательных чтений.

Доклад кандидата филологических наук О. В. Косик (ПСТГУ) был посвящен отношению русской эмиграции ХХ в. к путям России. Особое место в докладе было посвящено спорам эмигрантских мыслителей относительно евразийства.

Доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин посвятил свой доклад ликвидации обновленческого раскола в годы Великой Отечественной войны. Вопрос о чине принятия обновленцев обсуждался неоднократно. В начале войны в сущем сане был принят епископ Василий (Ратмиров), хотя посвящение принял в расколе, а впоследствии и вовсе отрекался от веры. Почувствовав, что советское руководство сделало ставку на митрополита Сергия (Страгородского) и Московскую Патриархию, поспешил покинуть раскол Сергий (Ларин), который пытался договориться о соединении обновленцев с минимальными для них потерями. Он предлагал провести Собор обновленческих «иерархов» без Александра Введенского, аннулировать скандальные решения раскольничьих лжесоборов и обратиться в Московскую Патриархию. По принесении покаяния обновленцев предполагалось принять в сущем сане. Однако переговоры не были доведены до конца, а после известной встречи Сталина с тремя митрополитами Московской Патриархии, требования к обновленцам были ужесточены. При этом жесткость порой была формальной. Некоторых обновленческих «архиереев» принимали в качестве монахов и очень быстро возводили во епископы. Тем не менее раскол был осужден. Показательно, что, вступая в общение с Грузинской Церковью в 1943 г., Московская Патриархия добилась их гласного заявления о разрыве с обновленческим расколом.   

Доктор исторических наук М. В. Шкаровский (СПбДА) рассказал о церковном сопротивлении воинствующему атеизму в 1958 – 1964 гг. Автор обратил внимание на то, что русское возрождение в 1960 – 1970-е гг. выражалось и в пробуждении интереса к православию. Это привело и к росту антисоветских настроений внутри Русской Православной Церкви.

В докладе доктора исторических наук А. А. Кострюкова (ПСТГУ) нашли отражение проблемы взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Константинопольским Патриархатом в 1960 – 1980-е гг. Фанар мог предоставить некую каноничность Зарубежной Церкви, однако она, зная о модернистских и экуменических настроениях Константинополя, этот путь отвергла.

Доктор исторических наук В. И. Косик (Институт славяноведения РАН) рассказал о судьбах русского духовенства в эмиграции.

С малоизвестными подробностями жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) участников конференции познакомил послушник Валаамского монастыря М. Графов.

Участники конференции поделились также своим опытом социального служения и педагогической работы. Так, Т. Ю. Ронами рассказала о деятельности «Театра юных москвичей», М. Н. Утицына – о статистических исследованиях в области запросов молодежи, Е. В. Ткачева – о работе сортавальской детской школы искусств.

Материалы конференции будет опубликованы в специальном сборнике.