18.03.2023 в храме Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево состоялась служба факультета церковных художеств. Литургию возглавил служащий здесь священник Максим Крижевский, доцент кафедры истории и теории христианского искусства. Ему сослужили декан факультета протоиерей Александр Салтыков и заместитель проректора по воспитательной работе протоиерей Константин Стриевский, а в храме молились студенты, сотрудники и преподаватели факультета.
Храм построен в 1644—1645 годах по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве на реке Сетуни. Церковь является замечательным памятником архитектуры и представляет собой образец шатрового каменного храма, которые строились на Руси с начала XVI века, но были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 году. Четверик основного объема окружен галереей и завершается килевидными закомарами. Кроме главного Троицкого престола в храме два придела, посвященные Ионе, митрополиту Московскому и священномученику Агапию. Приделы завершаются шатрами на узких восьмериках, украшенные ажурным рядами кокошников и ложных слуховых отверстий.
Село Голенищево было загородной летней резиденцией святителя Киприана, митрополита Московского и Киевского. Преемник святителя Алекcия по вcероccийcкой митрополичьей кафедре, святитель Киприан, хорошо образованный и знавший греческий язык, трудился здесь над переводами церковных книг с греческого языка на славянский (в том числе Кормчей), положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника, святителя Петра, митрополита Московского. Святитель Киприан здесь и преставился 16 сентября 1406 года, тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.
В 20-х годах XX века еще сохранялась живая память о Голенищеве как уделе московских святителей. В день Святой Троицы незадолго до кончины здесь служил Литургию и ходил с крестным ходом к Ионинскому источнику Святитель и Патриарх Московский Тихон, Исповедник. Сохранилась фотография этого крестного хода, а также фотография святителя Тихона с духовенством и прихожанами храма в престольный праздник святителя Ионы.
Настоятелем храма во время Первой мировой войны и обеих революций был протоиерей Петр Копьев, принимающий всех, кто искал и жаждал истины. Во времена, когда переход на сторону обновленцев означал более или менее спокойное сосуществование с властями, а отказ вступать в союз с раскольниками обрекал почти на неминуемые репрессии и ссылку, отец Петр сохранил приверженность канонам Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Тихону. Родственники отца Петра помнили, что в дом к ним очень часто приходили сотрудники ОГПУ и другие уполномоченные. Постоянно проводились обыски, переписи жильцов, угрозы. Тем не менее, никого из членов семьи не арестовали. Умер протоиерей Петр Копьев в 1925 году и похоронен около алтаря Троицкого храма. Его внучка, Анна Сергеевна Копьева, была в числе первых прихожан и активистов возрожденного храма с 1991 года.
После смерти отца Петра настоятелем Троицкого храма стал будущий священномученик протоиерей Александр Васильевич Орлов (1885–1937). С 1924 года он был истопником и сторожем при храме, жил в церковной сторожке и тайно совершал богослужения. Одновременно он служил в молитвенном доме, издавна существовавшем в соседней деревне Матвеевская, который был закрыт под давлением властей в 1929 году.
К началу 1932 года в ОГПУ стали поступать доносы, из которых сотрудники ОГПУ сделали заключение, что в «селе Троице-Голенищево существует антисоветская группировка церковников, возглавляемая священником Орловым и связанная с антисоветским элементом окрестных деревень – Матвеевская, Гладышево и др. Названная группировка ведет антисоветскую агитацию. Орлов систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом богослужения». Все обвинения были весьма неконкретны, но усиливалось гонение на Русскую Православную Церковь, и в феврале священник Александр Орлов был арестован. Приговоренный к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, он был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Из заключения вернулся в 1934 году, в Голенищево более не служил. Арестован в сентябре 1937 года, 9 октября приговорен к расстрелу Тройкой НКВД и расстрелян на Бутовском полигоне 13 октября 1937 года.
Храм был закрыт в 1935 году, его же иконы забрали на «Мосфильм» в качестве реквизита для съемок кинокартин. В 1936 году режиссер Сергей Эйзенштейн снимал фильм «Бежин луг», в сюжете фильма есть сцена в храме, снятая именно здесь, в Голенищевской церкви. Крестьяне громят храм, рушат святыни. Один из персонажей – огромный, как библейский Самсон, крестьянин – обеими руками мощно сносит царские врата, руша иконостас, а за ним идет толпа, оскверняющая алтарь. Заброшенный храм был взят в аренду Гостелерадио СССР под склад и нотную библиотеку. Храм был возвращен верующим в 1991 году и восстанавливался трудами отца Сергия Правдолюбова с прихожанами. Подлинным украшением храма является пятиярусный тябловый иконостас, выполненный в стиле Московской школы XVI века прихожанином храма Алексеем Сергеевичем Вронским, консультантом кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ.
Факультетская служба ФЦХ уже в четвертый раз проводилась в этом замечательном древнем храме по благословению настоятеля протоиерея Сергия Правдолюбова. После литургии отец Максим провел интересную экскурсию по храму с подробным рассказом о его древней истории, а также о его восстановлении, после чего пригласил всех на чаепитие, которое сопровождалось поучительной беседой батюшек, но было по-домашнему теплым и радостным. Все говорили о важности совместной молитвы перед трудами в области церковного искусства и благодарили отца Максима за приглашение на службу в этот тихий молитвенный храм и за общую молитву. Стоял теплый, солнечный весенний день, пели птицы. Все отмечали красоту и тишину этого благодатного места, несмотря на обступающий его со всех сторон город.