А. И. Грищенко в Вологодской семинарии
А. И. Грищенко в Вологодской семинарии
А. И. Грищенко в Вологодской семинарии
А. И. Грищенко в Вологодской семинарии
А. И. Грищенко у Зырянской Троицы
Открытие конференции 31.03.2022
Презентация к докладу А. И. Грищенко
Спасо-Прилуцкий монастырь 01.04.2022
Титульный лист презентации А. И. Грищенко
1 /
Профессор А. И. Грищенко принял участие во всероссийской научной конференции
PDF версия

31.03–01.04.2022 на базе Вологодского государственного университета и Вологодской духовной семинарии прошла III Всероссийская научная конференция «Studia borealis: Осмысляя региональное (Российский регион XVI–XX вв. в фокусе междисциплинарных исследований)» (чтения памяти А. В. Камкина).

С докладом «Названия дней недели свт. Стефана Пермского? (О неизвестных древнекоми календарных терминах из сборника митрополита Исидора рубежа XVI–XVII вв.)» на III Камкинских чтениях выступил профессор кафедры славянской филологии историко-филологического факультета Александр Игоревич Грищенко, который представил современное состоянии в области палеопермистики, в том числе отраженное в недавней статье «Новые находки памятников древнепермского языка и письма», опубликованной в соавторстве с сыктывкарским лингвистом В. В. Понарядовым в журнале «Урало-алтайские исследования», а также поделился еще не опубликованными находками в сборнике новгородского митрополита Исидора рубежа XVI–XVII вв., в котором обнаружился перечень из семи странных древнепермских слов, выполненных письмом свт. Стефана Пермского — «абуром». Над каждым из семи слов стоят кириллические буквы «н», «п», «в», «р», «ч», «т» и «с», которые оказались сокращениями церковнославянских дней недели: «н[едѣля]», «п[онедѣльникъ]», «в[торникъ]», «[с]р[еда]», «ч[етвертокъ]», «[пя]т[окъ]» и «с[уббота]», — а прописанные под ними древнепермские слова — ранее не известными названиями дней недели, вероятно, связанными с просветительской деятельностью свт. Стефана. Так, нумерация дней седмицы шла у свт. Стефана с воскресного дня, так что четверг (в переводе с древнепермского) оказался ‘пятым днём’, а пятница — ‘шестым’, тогда как суббота, вероятно в соответствии с семантикой древнееврейского названия, хорошо известной, впрочем, и византийской традиции, именовалась словом дугдӧм ‘прекращение’.

Секция, на которой выступил А. И. Грищенко, заседала в помещениях Вологодской духовной семинарии — в Спасо-Прилуцком монастыре, куда в XV в. ушел подвизаться дьяк («кылдась») Гавриил, оставивший о том древнепермскую запись на рукописной книге со славянским переводом сочинений преп. Григория Синаита. Кроме того, в Вологде — в Вологодском музее-заповеднике, в помещениях кремля (на Архиерейском подворье), — с конца XVIII в. хранится самый известный и самый ранний памятник древнепермского языка и письма — икона «Зырянская Троица» (Гостеприимство Авраамово) кон. XIV в., на которой имеется пространная надпись на древнепермском языке абуром (перевод Быт 18:1–8).