11.05.2023 в Филаретовском зале Главного здания ПСТГУ на заседании научного семинара кафедры библеистики выступил профессор, доктор богословия Антон Сергеевич Небольсин с презентацией комментированного перевода на русский язык Толкования на Откровение Иоанна Богослова Тихония Африканского.
Переводчик текста с латинского языка – кандидат филологических наук Е. В. Матерова; работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта «Латинская церковная традиция IV-VII вв. в современном научно-богословском контексте».
Труд этот интересен своеобразием своих эсхатологических и экклезиологических идей, а также своей последующей судьбой: до нас не дошло ни одной его рукописи, но авторы VI-VIII веков почти полностью сохранили его текст в многочисленных и подчас весьма объемных выписках из него, по которым он был реконструирован в XXI веке. Идеи Тихония были известны блаженному Августину, достаточно высоко оценивавшему наследие своего старшего современника. Публикация реконструированного толкования Тихония на Апокалипсис, несомненно, должна способствовать оживлению обсуждения вопроса о генезисе идейного мира блаженного Августина.
Докладчик рассказал о личности и наследии Тихония, об истории реконструкции его Толкования на Апокалипсис и о предварительных условиях полноценного понимания этого труда, среди которых знакомство, во-первых, с церковно-политической ситуацией IV века в Африке и, во-вторых, с полностью дошедшей до нас «Книгой правил» Тихония. В докладе также была представлена своеобразная интерпретация Тихонием эсхатологического сюжета из второй главы Второго послания ап. Павла к Фессалоникийцам (2Фес 2. 3 – 12), играющая большую роль в его истолковании Откровения Иоанна.
Помимо этого, А. С. Небольсиным были рассмотрены наиболее интересные фрагменты восстановленного труда Тихония, в ряду которых особое место занимают те, что содержат идеи, предвосхищающие мысли блаженного Августина (противостояние двух градов, понимание тысячелетнего царства в смысле наличной реальности Церкви). Специальное внимание было привлечено к тем истолковательным решениям Тихония, которые обнаруживают близость к господствующим в современной экзегезе Апокалипсиса позициям (понимание двух свидетелей из Откр. 11 в смысле образа Церкви, толкование срока в 3,5 года как времени между первым и вторым пришествием Христа). Докладчик также отметил особое чтение «числа зверя» у Тихония – 616 вместо привычного 666 – и его своеобразную интерпретацию африканским богословом, органично вписывающуюся в систему его мысли.
Выступление вызвало живой интерес присутствующих, докладчику был задан ряд вопросов.