8.02.2023 состоялось открытие XI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», посвященной памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской.
Пленарное заседание в актовом зале Епархиального управления Екатеринбургской епархии открыл председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
На пленарном заседании Наталия Юрьевна Сухова , д. и. н., д. ц. и., заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права БФ ПСТГУ, почетный доктор СПбДА, выступила с докладом «Агиология, агиография, канонизация: реалии российского «школьного» богословия второй половины XIX – начала XX в.».
Доклад Н. Ю. Суховой был посвящен отношению к теме святости в российском «школьном» богословии второй половины XIX – начала XX в. Тема святости, святых, причисления к лику святых является одной из ключевых в оценках синодального периода: его нередко обвиняли и обвиняют если не в оскудении святости в Русской Церкви, то, по крайней мере, в нечувствительности к святости. С особой жесткостью тема святости преломляется в отношении к духовной школе и «школьному» богословию: им ставят в вину «схоластичность», не вмещающую ни «дыхание Духа Святого», ни сотериологическую перспективу. Автор доклада предложила подходить к этой теме трезво: с одной стороны, не следуя упомянутым «штампам», очевидно, односторонним и тенденциозным; с другой стороны, не пытаясь выстроить однозначную апологию, лишь меняя знак «минус» на «плюс».
Три понятия, выделенные в теме доклада, с точки зрения Н. Ю. Суховой, являют маркеры для темы «святость и российское «школьное» богословие»; и именно эта триада определила структуру основной части доклада.
В докладе были рассмотрены судьбы агиологии и агиографии в высшей духовной школе России. Так и не введенные в учебные планы в виде специальных дисциплин вплоть до 1917 года, они все же так или иначе проявлялись в патристике (патрологии), церковной истории, составлении патериков и месяцесловов, исследовательских работах преподавателей, выпускников и студентов духовных академий. Однако и эти проявления были сопряжены с немалыми проблемами, определяемыми сложным соотнесении научности и понимания святости. Было рассмотрено и значение канонизации для развития «школьного» богословия в указанный период: формулировка вопросов, требующих богословского изучения, и результаты этого изучения.
В завершение доклада Н. Ю. Сухова подробно рассмотрела записку священника Павла Флоренского июня 1917 года в Совет МДА о необходимости введения в учебные планы духовных академий агиологии (со включением в нее агиографии) как завершения всего богословия. Агиология, с точки зрения отца Павла, прокомментированной автором доклада, с одной стороны, придает жизненность и аскетике, и христианству в целом. С другой стороны, агиология дает «познание» ценности всего церковного жизнепонимания по «плоду» его, который есть святая личность.
С точки зрения Н. Ю. Суховой, выделенные вопросы не теряют своей актуальности и ныне, и даже их формулировка и детализация могут существенно помочь современным богословским науке и образованию.
Ключевые слова: ПСТГУ, НЦИБиБО, Н. Ю. Сухова, вторая половина XIX - начало XX века, российское «школьное богословие».
Источник фото – сайт Екатеринбургской епархии;
синопсис доклада – собственная информация Центра.