Проповедь иерея Александра Мазырина в Актовый день ПСТГУ
PDF версия

18 ноября 2022, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, на Божественной Литургии профессор ПСТГУ, доктор церковной истории, священник Александр Мазырин произнес слово на тему «Ответы Святителя Тихона на вызовы времени».

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы в очередной раз молитвенно отмечаем память нашего небесного покровителя – святого Патриарха Тихона,

Многие современники еще при его жизни почитали Патриарха Тихона святым, для нас же он – безусловный духовный авторитет. Ему довелось претерпеть невероятные скорби, столкнуться с тяжелейшими вызовами той жестокой эпохи, на которую пришлось его святительское служение. Его ответы на эти многообразные вызовы времени служат ориентиром и для нас в поиске ответов на тяжелые вопросы времени нашего.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что главный вопрос, который сейчас волнует всех нас, – это вопрос войны и мира. Святителю Тихону за время его архиерейского служения довелось пережить три большие войны – Японскую, Великую, которую теперь называют Первой мировой, и Гражданскую войну.

В Японскую войну он был епископом Алеутским и Северо-Американским. Находясь далеко от России, но не мог оставаться в стороне и горячо переживал о судьбе Отечества, молился о победе русского воинства, посылал ободряющие письма русским военачальникам, выражал скорбь из-за русофобии, которая охватила американское общество и мешала миссии Русской Церкви по укреплению Православия на этой земле.

Великая война застала его ближе к драматичным событиям. Он оказался буквально на передовой, будучи архиепископом Виленским и Литовским. Святитель Тихон с присущей ему архипастырской любовью включился в духовное окормление русского православного воинства, в оказание помощи раненым и беженцам. Далее ему выпала скорбная миссия эвакуировать свою епархию, которая почти вся оказалась захвачена иноверным врагом. Но, даже когда стали понятны все тяготы и скорби этой войны, святитель Тихон не ратовал за мир любой ценой и, став Патриархом, он старался укрепить православных воинов в их готовности положить душу за православную веру, за православные святыни, за православный народ.

Показательно, как святой Патриарх Тихон воспринял заключение большевиками Брестского мира, который даже Ленин в своем кругу называл «похабным». Святитель Тихон небоязненно говорил, что это не тот мир, о котором молит Церковь, не тот мир, который даст народу желаемое им успокоение, этот «мир» сеет величайший соблазн, отдавая десятки миллионов русских православных людей под иго иноверной власти. Этот «мир» не даст народам братского сожительства. Этим «миром» искони православная Украина отделялась от братской России, а стольный град Киев – «мать городов русских» – переставал быть городом державы Российской. Патриарх говорил, что в этом «мире» – семена новых войн, грядущая скорбь народов. Сегодня мы поражаемся, с какой ужасающей точностью сбылось то пророчество нашего святого Патриарха.

Но позже страну постигла еще большая скорбь – Великая война переросла в войну гражданскую, и уже не разные народы, но один народ оказался разделен фронтами. В этой ситуации Патриарх Тихон не мог позволить втянуть Русскую Церковь в разрастающееся братоубийство. Он понимал, что хотя политическое руководство Красной армии было враждебно Церкви Христовой, но среди простых красноармейцев много православных людей. Мы в этом убеждаемся сейчас, когда составляем мартирологии пострадавших за Христа в годину гонений и видим, что многие подвижники были в годы Гражданской войны в рядах Красной армии. Кто-то был туда призван силой, кто-то по заблуждению и увлечению идеями социальной справедливости пошел сам, но так или иначе, и с той, и с другой стороны во множестве воевали русские православные люди. Патриарх Тихон умолял враждующие стороны прекратить кровопролитную бойню, оставить безумное самоистребление. Он не мог сказать, что Церковь принимает только одних, потому что чада Церкви были и там, и там.

Еще меньше Патриарх был склонен искать спасения в обращении к внешним силам: он знал, что ничто и никто, никакие иноземцы не спасут Россию, доколе сам русский народ не покается и не очистится от многолетних язв своих. Все, что могла сделать Церковь, – это указать на духовную причину обрушившихся бедствий. Патриарх Тихон многократно говорил, что грех – причина всех зол, грех растлил Русскую землю, грех поразил наш народ, поэтому только покаяние и очищение от греха может стать путем к исцелению.

Это понимание Патриархом Тихоном причин скорби того времени и в наши дни дает понять, что нужно нам. Каждый знает свои грехи, и каждый из нас может и должен прилагать все силы для очищения от этих грехов, только это может дать нам исцеление и принести желанный мир. В этом призыв нашего небесного покровителя – призыв, обращенный ко всем нам. Дай нам Бог услышать его голос и последовать этому призыву молитвами святого отца нашего Тихона, Патриарха Всероссийского.

Аминь.