Проповедь иерея Алексея Черного
PDF версия

Отец Алексей Черный: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с Праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как все вы знаете, этот день является особенным для нашего Университета, поскольку именно в Праздник Введения уже больше ста лет назад состоялась торжественная интронизация Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Конечно, двунадесятый Праздник литургически довольно трудно соединить с памятью, торжеством какого-либо святого, поэтому, хотя логично было бы именно сегодня проводить Актовый день нашего Университета, мы празднуем память Святителя Тихона 18 ноября (в день избрания его на патриарший престол).

Церковное Предание сохранило для нас довольно подробное описание событий сегодняшнего дня. Богоизбранная Отроковица торжественно, в сопровождении многих людей и отроковиц со свечами приводится своими престарелыми благочестивыми родителями в Иерусалимский храм. Чудесным образом Она самостоятельно поднимается по высоким ступеням храма; Ее торжественно встречает первосвященник и множество священников. И, к удивлению всех собравшихся, по откровению свыше, он вводит Пресвятую Богородицу во Святая Святых, в самое святое место храма, куда и сам он мог входить лишь единожды в год с жертвенной кровью, которую приносил за себя и за грехи людей. И в Иерусалимском храме Богоизбранная Отроковица остается на долгие годы, до самого дня Благовещения и до обручения Ее Иосифу Обручнику.

Это событие знаменательно, но, может быть, нам не совсем понятно, почему оно стало таким церковным торжеством, почему этот праздник стал двунадесятым. Ведь Церковь с самых первых веков своего существования отмечала этот день особым торжеством. Ответ на этот вопрос дают песнопения сегодняшнего дня. «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание; в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает».

Иными словами, сегодня предвозвещение благоволения Божия, первый шаг на пути к Новому Завету, первый признак примирения Бога с падшим человечеством. И «пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия… вводится в дом Господень». Именно это событие становится проповедью Спасителя, первой христианской проповедью на земле. Потому что в Иерусалимский храм, в котором Сам Бог являл Свое присутствие, в эту святыню ветхозаветной церкви приводится Та, Которой было суждено стать нерукотворенным храмом, вместилищем Невместимого. Той, через Которую благоизволил воплотиться и пожить среди людей Сам Бог. Именно поэтому, начиная с праздника Введения во храм на Всенощной начинают петься рождественские ирмосы: «Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите!» Отсюда становится понятно, какое огромное значение этот день имеет для всего человечества, какое важное место он занимает в истории домостроительства нашего спасения.

Однако помимо богословского значения Праздника Введения во храм, он имеет еще и колоссальное нравственное значение для всех нас, для всего мира, поскольку Матерь Божия, Дева Мария не только в христианской культуре, но и во многих мировых культурах является образом чистоты, святости, девства и целомудрия. Этот образ такой яркий, но он становится довольно неудобным в современном мире.

Действительно, по словам Самого Господа, во все века Царство Божие нудится, т.е. силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его. Но, наверное, мы не ошибемся, если скажем, что именно в наш век особенно трудно сохранить чистоту сердца. Массовая культура и средства массовой информации в первую очередь воздействуют на самые низменные стороны человеческой души. И мы невольно становимся участниками этого, мы невольно испытываем на себе это воздействие. И нам оказывается трудно сохранить ту чистоту, которую мы обещали Богу в Таинстве Крещения. Более того, нам трудно, вследствие этого, сохранить и целомудрие в широком смысле этого слова. Целомудрие, как цельность человеческих устремлений, как верность Богу.

Божия Матерь стала Пречистым храмом Спасителя, но апостол, обращаясь ко всем христианам, говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас, и кто разорит храм Божий, того покарает Бог». Это значит, что каждый из нас является храмом Святого Духа. И каждый из нас может своей нерадивой жизнью разорить этот храм. И за это в Священном Писании предрекается кара Божия. Это довольно редкое место, но очень важно обратить на это внимание.

Иногда нам кажется, что в нынешних условиях даже невозможно сохранить и чистоту сердца, и верность принесенным Богу обетам. Но опыт множества святых, и, в первую очередь, Святителя Тихона, Патриарха Московского, нашего покровителя, красноречиво свидетельствует о том, что в любых условиях, когда, казалось бы, зло торжествует, когда вокруг предательство, безнравственность и обман, возможно сохранить чистоту, возможно сохранить целомудрие и остаться верным Богу. Конечно, это очень трудно для нас. Как правило, мы способны лишь на недолгое время понудить себя возвести очи горе. И потом снова неизбежно возвращаемся к нашим греховным пристрастиям. Нам трудно сохранить постоянство, глубину религиозного чувства.

Но так же, как Божия Матерь чудесным образом, будучи трехлетним младенцем, взошла по высоким ступеням храма, так и мы, осознавая свою младенческую немощь и ограниченность своих сил, с помощью Божией способны взойти на духовную высоту. Будем молиться об этом Богу, будем усердны и настойчивы в этом стремлении. Тогда Господь обязательно нам поможет. Господь, молитвами Пречистыя Своея Матери, и Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, помилует, укрепит нас на этом пути и спасет, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.