1 /
Прошла государственная итоговая аттестация в аспирантуре по направлению «Теология»
PDF версия

3.06.2022 состоялся заключительный этап ГИА — представление аспирантами богословского факультета ПСТГУ по направлению «теология» научных докладов об основных результатах работы над их диссертационными исследованиями. Выпускниками теологической аспирантуры этого года стали пять человек.

Заседание комиссии возглавил доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета Евгений Игоревич Аринин. В состав комиссии также вошли и. о. декана философского факультета МГУ, канд. филос. наук Алексей Павлович Козырев, декан богословского факультета ПСТГУ доктор богословия, кандидат теологии протоиерей Павел Хондзинский, доктор пед. наук Татьяна Владимировна Склярова.

О своих диссертационных исследованиях мы попросили рассказать самих аспирантов.

Николай Константинович Антонов (научный руководитель — Г. Е. Захаров, канд. ист. наук)

«Богословское осмысление свт. Григорием Назианзиным темы священства в социокультурном контексте Поздней Античности (на материале 3 слова)»

«Наше исследование строится на пересечении двух исследовательских парадигм: патрологической и позднеантичной (Late Antique studies). Это в наибольшей степени отвечает природе мысли изучаемого автора — свт. Григория Назианзина, великого Богослова и виртуозного ритора. Таким образом, мы фокусируемся как на формулируемых им богословских основаниях священнического служения, так и на жанровых особенностях изучаемого текста, роли интертекстуальности в образе священника, предшествующей традиции христианских и платонических представлений о власти, месте священника в античном христианском социуме. Проведенный нами анализ разных уровней текста позволяет в итоге более основательно выявить основную — этическую — проблему «Апологии» (3 слова) свт. Григория, касающуюся становления священника».

Любовь Альфредовна Карелина (научный руководитель — прот. Павел Хондзинский, д-р богословия, канд. теологии).

«Учение о Церкви прот. А. В. Горского в контексте русских экклесиологических концепций XIX века»

«Прот. А. В. Горский, по воспоминаниям современников, был одним из самых выдающихся представителей отечественной традиции, но его научное наследие мало изучено, особенно догматические труды, которые приходятся на последние 12 лет его жизни. Экклесиология, наряду с христологией, — область приоритетная для прот. А. В. Горского. При создании собственной концепции ректор МДА использовал опыт выдающихся предшественников – святителей Филарета Московского, Иннокентия Пензенского, Иннокентия Херсонского, а также своих ровесников — архиепископов Димитрия (Муретова), Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова) и богослова-мирянина А. С. Хомякова. Его учение о Церкви изложено в неопубликованном догматическом курсе. Для догматического богословия прот. А. В. Горского характерен двойной историзм: внутренняя связь догматического богословия и церковной истории и историчность методологии изучения самой дисциплины. Особенность его экклесиологии — представление о Церкви как Царстве Божием и уравновешенность христологического аспекта пневматологическим».

Александр Анатольевич Фокин (научный руководитель — Н. Ю. Сухова, д-р церк. ист., д-р ист. наук).

«Критика и рецепция экклесиологии Тюбингенской католической школы в русском академическом систематическом богословии середины XIX века»

«Моя работа посвящена важной и неизменно актуальной теме диалога православного и иноконфессионального богословия, причем его максимально проблемно напряженной области – экклезиологии. Диссертационное исследование фокусируется на периоде так называемого «прикровенного» развития русского академического богословия (1840–1860). Это время уже с самого начала XIX характеризуется пристальным интересом к экклезиологии. Стремление к осмыслению аспектов земного и небесного бытия Церкви прослеживается в это время также в европейском богословии, как в протестантском, так и католическом. В католическом контексте это особо ярко отразилось в так называемой Тюбингенской школе. Если исследованию влияния католической Тюбингенской школы на русское богословия мирян (в частности славянофилов) уделяется в научной литературе пристальное внимание, то взаимосвязь «Тюбингена» и академического богословия оставалась проговоренной лишь на полях некоторых исследований без детального разбора. Наше исследование вносит вклад в рассмотрение проблемы влияния экклезиологических идей католической Тюбингенской школы и русского академического догматического богословия так называемого «прикровенного периода» (1840–1860)».

            Тимофей Александрович Балыко (научный руководитель — свящ. А. Мазырин, д-р церк. ист., канд. ист. наук).

«Генезис обновленческого раскола в Православной Российской Церкви на примере событий в Орловской губернии первой четверти ХХ века»

«Наш научный доклад охватывает широкую проблематику церковных вопросов, поднятых в революционный период преобразований общественной жизни. В нашем исследовании целый ряд событий — от выступления предводителя губернского дворянства М. А. Стаховича на миссионерском съезде в 1901 году в Орле, где тот высказал идею введения в России свободы совести, до формирования вокруг епископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова), епископа Елецкого, а затем Брянского Амвросия (Смирнова), епископа Елецкого Николая (Никольского), епископа Болховского Даниила (Троицкого), других деятелей тихоновской ориентации в Орловской епархии сопротивления обновленческому расколу 1922 года — увязан единой линией генезиса раскола».

Священник Михаил Юров (научный руководитель — М. А. Скобелев, канд. богословия).

«Ветхозаветная концепция святости: антропологический аспект»

«Мое исследование посвящено комплексному рассмотрению ветхозаветной концепции святости в ее антропологическом аспекте. В ходе работы мы постарались последовательно провести анализ двух принципиальных измерений святости (культового и этического) как двух традиций осмысления означенного понятия в Древнем Израиле. Первая из них основывается на строгом соблюдении ритуала, вторая делает акцент на внутреннем нравственном преображении человека посредством следования пути заповедей любви и деятельного милосердия к ближнему. Мы считаем, что эти традиции не являются двумя противоречащими друг другу концепциями, предложенными жреческой корпорацией с одной стороны, и пророческим движением, с другой, но в своей совокупности они составляют единую амбивалентную концепцию освящения человека в Ветхом Завете. Кроме того, в исследовании мы стараемся показать весьма прогрессивный характер этических заповедей Ветхого Завета не только в контексте нравов Древнего Ближнего Востока, но и с позиций современной секулярной морали, что придает, как нам кажется, нашей работе определенный апологетический оттенок».

Руководитель ООП «5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие)» А. В. Анашкин, канд. филол. наук.

Вас могут заинтересовать: