После защиты
Дединово. Троицкий храм
Дединово фрагмент
Дединово
Государственная аттестационная комиссия
Медведева Пустынь. Апсиды
Медведева Пустынь. Портал
Медведева Пустынь. Вид сверху
Медведева Пустынь.
Ж.-Ф. де Неффорж
Ж.-Ф. де Неффорж
Ж.-Ф. де Неффорж
Паникадило
Храм Покрова на рву. Калуга
Светильник
Студенты
Студенты
Храм Успения в Белозерске
1 /
Пять бакалаврских выпускных работ и магистерская диссертация были представлены к защите по программе "История искусств"
PDF версия

30.06.2023 в Православной Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась защита дипломных работ на кафедре истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств.

Анна Голотовская представила весьма серьезную работу, которая была посвящена архитектуре и особенностям декора храма Живоначальной Троицы в селе Дединово 1696-1700 гг., выполненную под руководством доцента кафедры ИТХИ, к. иск. Ю. Н. Звездиной. При анализе архитектурных особенностей храма и его декора дипломница привлекла обширный ряд памятников церковного зодчества, столичных и региональных, и пришла к выводу об оригинальности его облика. Рассматривая декоративные детали и особенности их трактовки, она закономерно обратилась к западноевропейским параллелям и к сходной трактовке скульптурных деталей у белорусских и украинских мастеров, учитывая мнение различных исследователей, изучавших эту проблематику. Автора особенно интересовал разнообразный скульптурный декор церкви, поэтому она решает довольно сложную задачу классификации декоративных элементов, учитывая труды прежних исследователей, уточняя их и расширяя спектр декоративных мотивов, украшающих фасады Троицкой церкви. В соответствии с явлениями времени (стиль барокко) внимание уделяется также возможной интерпретации некоторых деталей декора, в том числе исходя из увлечений эмблематикой.

Тема работы Дарьи Грибковой «Светильники Древней Руси XVI-XVII вв.», выполненной также под руководством доцента кафедры ИТХИ, к. иск. Ю.Н. Звездиной, чрезвычайно актуальна. Осветительные приборы XVI–XVII веков, бытовавшие в церковных интерьерах этого периода, редки в музейных собраниях и каталогах, а монографии по ним вовсе отсутствуют. Комиссия отметила углубленное изучение литературы, представленной отдельными статьями. В работе значительную часть занимает осмысление теории света и освещения в христианской традиции, включая обращение к такому материалу, как светильники и освещение храма Святой Софии Константинопольской. Более древние традиции определили дальнейшее развитие освещение и форм самих светильников в Древней Руси, принявшей веру от Византии. Сильной стороной работы было признано внимание автора к особенностям использования светильников разного типа в храмах при богослужении и их смысловому значению. Был проведен подробный анализ конкретных примеров различных видов светильников, в том числе на основе рисунков и реконструкции памятников, не дошедших до нашего времени.

Задачей дипломной работы Елизаветы Котовой «Церковь Рождества Богородицы 1547 г. в Медведевой Пустыни (подворье Николо-Песношского монастыря)», выполненной под руководством профессора д. арх. А. С. Щенкова, был анализ характерных черт и архитектурных особенностей важного памятника русской архитектуры середины XVI века, до сих пор не имевшего посвященного ему монографического исследования. Дипломница провела весьма обширное исследование публикаций, особенно существенны материалы паспортизации уже частично руинированного памятника и реставрационные исследования. С опорой на собранный материал был проанализирован рисунок многоярусных кокошников, конструкция повышенных подпружных арок, особенности расположения окон, предопределяющие характер освещения интерьера и другие характерные черты архитектурного решения интерьера и внешнего декоративного убранства храма. Рассмотренные особенности позволили увидеть связь особенностей храма с определенными региональными и местными архитектурными традициями. Для всех была очевидна подготовленность дипломницы к серьезной профессиональной деятельности в сфере изучения произведений художественного и историко-архитектурного наследия.

Дипломная работа Павла Плахова «Архитектура церкви Покрова Пресвятой Богородицы «на рву» в Калуге 1687 г.», выполненная под руководством доцента кафедры ИТХИ, к. иск. Е.А. Виноградовой, посвящена практически не изученному памятнику конца XVII века, упомянутому лишь в отдельных путеводителях по городу и нескольких общих статьях. Дипломник самостоятельно собрал все необходимые материалы, тщательно проанализировал архитектуру Покровского храма, подобрал многочисленные аналогии плану и объемно-пространственной композиции, всем отдельным деталям многочисленного сложного декора храма. Он также вписал храм в контекст развития калужской архитектуры XVII века и нашел близкую ему аналогию – храм в Рыжково, построенный, скорее всего, тем же зодчим. При сопоставлении с многочисленными и расположенными в различных регионах аналогиями был сделан логичный вывод о следовании образцам московского зодчества. Дипломником были выявлены все перестройки XVIII века, до сих пор не отмеченные в литературе. Изученные дипломником архивные документы и старые фотоматериалы позволили обнаружить утраченный декор церкви, относившийся к XVIII веку. Внимательно изучив перестройки XVIII века, автор диплома выявил руку архитектора, перестраивавшего пятиглавие, в верхних ярусах колокольни, что представляется совершенно убедительным.

В ходе исследования Ангелины Балакиной на тему «Церковь Успения в Белозерске XVI в. в контексте традиции и особенности ее архитектуры» были сделаны важные выводы о памятнике в целом, а также о его отдельных конструктивных и декоративных особенностях. На основании большого количества проанализированных деталей конструкции и декора автор справедливо отнесла его к группе ретроспективного направления новгородской школы с элементами «итальянизмов». Кроме того, дипломница полностью не исключает и местную вологодскую традицию, которая преимущественно выражена в декоре. Было сделано заключение, что данный памятник представляет собой сочетание архаизирующих элементов с включением итальянского влияния, которое за прошедшее время было переосмыслено и адаптировано под новые течения, а также элементов местной школы.

Магистерская диссертация Анастасии Поздняковой «Влияние «тетрадей» Ж.-Ф. де Неффоржа на развитие русской храмовой архитектуры эпохи классицизма» выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры ИТХИ Н. Е. Секачевой. Ее автор обобщила как наработки предшествующих исследователей в этой области, так и свои собственные наблюдения, поскольку обобщающей работы по Неффоржу так и не появилось, что подтверждает актуальность данного исследования. «Тетради» Неффоржа были важным фактором формирования «нового вкуса» (классицизма) в церковной архитектуре и ценным подспорьем в работе русских зодчих конца XVIII века – которым они пользовались для решения своих задач. Но пользовались свободно и творчески, приспосабливая часто абстрактные или вовсе не относящиеся к «репертуару» церковной архитектуры проекты Неффоржа для создания храмовых построек, отражающих представления о прекрасном дворянских заказчиков века Просвещения. Эти представления нашли на русской почве наивысшее воплощение именно в церковной архитектуре. Всего в работе рассмотрен 41 памятник – 36 церквей и 5 проектов, относящихся к периоду с 1772 года по 1830-е годы, в 36-ти из которых обнаруживается типологическое и/или стилистическое сходство с проектами из увража. Большинство из них – памятники московского круга. Для анализа привлечены 52 проекта Неффоржа, которые, по мнению предшествующих исследователей и самого автора, использовались русскими архитекторами, причем это не всегда церковные проекты. Несмотря на проделанную Анастасией колоссальную работу по сбору и обобщению информации по теме, тема далеко не исчерпана и нуждается в дальнейшей разработке. Надеемся, что продемонстрированные магистранткой исследовательские способности позволяют надеяться на продолжение ее работы в выбранном направлении.

Мы сердечно благодарим досточтимых членов Государственной аттестационной комиссии во главе с ее председателем, доктором искусствоведения, профессором Андреем Леонидовичем Баталовым, заместителем генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля. После долгого перерыва он возобновил председательство в нашей комиссии, чему мы очень рады, тем более что большинство дипломных работ были посвящены истории русской архитектуры, в каковой области А. Л. Баталов является известным специалистом. Его компетентные и доброжелательные оценки были крайне важны как для дипломников, так и для преподавателей кафедры.

Также благодарим уважаемых рецензентов и руководителей дипломных работ, отдавших немало сил для подготовки выпускников, которых мы от всей души поздравляем с отличными оценками!

После защит состоялось чаепитие в трапезной приходского дома храма Воскресения Христова в Кадашах с неформальным общением благодарных учеников и учителей.

Вас могут заинтересовать :