1 /
Пятая научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век» прошла в ПСТГУ
PDF версия

16-17.05.2023 в Главном здании университета – Московском епархиальном доме – прошла пятая научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная ПАО «Сургутнефтегаз», Центром развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В.Ломоносова и Институтом дистанционного образования ПСТГУ. 

В первый день конференции участников ждали пять секций: «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании», «Национальная платформа «Открытое образование» - элемент системы образования», «Точка опоры: дополнительное профессиональное образование в задачах кадрового обеспечения «стрессовой экономики», «Университеты корпоративные и классические» и «Онлайн: тупики и перспективы смешанных форматов в средней школе».

Секцию «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании» провел директор ИДО протоиерей Геннадий Егоров. Перед выступающими он поставил задачу обойтись без презентаций и быть краткими, чтобы как можно больше времени посвятить обсуждению этих вопросов. Нетипичный для конференций формат обеспечил на секции неформальную обстановку и упростили коммуникацию между участниками.

Алина Краснова, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ, рассмотрела педагогическое взаимодействие в дистанционном формате с точки зрения эффективности усвоения информации, отмечая психологические особенности, которые важно учитывать: построение первого контакта, доверие преподавателю, творческая переработка информации.

Начальник отдела дистанционного обучения Центра «Профессионал» Елизавета Воробчикова, рассказывая о различных видах взаимодействия «человек-среда-человек», отметила, что автоматизация образовательных процессов усиливает желание учащихся общаться с куратором-человеком, поэтому в центре так важны канал для живой коммуникации по техническим, организационным и другим вопросам и роль куратора группы, которую не удается минимизировать.

Начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства Дирекции по обеспечению цифровой трансформации НИУ ВШЭ Олеся Клычихина согласилась с коллегами, что роль ассистента очень важна в образовательном процессе. Она поделилась опытом вуза по привлечению студентов – цифровых ассистентов для оказания технической поддержки пользователям цифровых сервисов университета. Традиционная модель, при которой преподаватели обучают студентов, расширяется за счет помощи студентов сотрудникам вуза по вопросам использования цифровых систем и сервисов. В вузе появилась новая роль – «цифровые ассистенты», которую успешно реализуют студенты разных образовательных программ, прошедшие обучение в цифровом блоке и работающие в качестве операторов горячей линии. Эту практику докладчица охарактеризовала как «социальный проект, протекающий в технологической среде».

Мария Лебедева, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, вернула участников к теме «вовлеченности» в образовательный процесс, поставив вопрос: как дать ей определение? Пытаясь формализовать понятие «качественная учебная коммуникация» и описать факторы, которые обеспечивают ее успешность, представители вуза обработали и проанализировали почти 90 часов видеозаписи онлайн-уроков, проведенных во время пандемии. Поскольку в дистанционном образовании невозможно оценить «магический параметр «горящие глаза», о котором так часто говорят преподаватели очных курсов, единственным доступным индикатором оказывается объем речи студентов (речь о языковых занятиях). Оказалось, что на этот показатель влияет включенная во время занятия камера, стимулирующая студента чаще и больше говорить. А разбираясь, что заставляет студента включить камеру, исследователи выяснили: такими стимулами становятся работа в малых группах и приемы, заставляющие студента задействовать окружающую физическую среду (вопросы преподавателя о погоде за окном, просьба показать в камеру какие-то предметы и тому подобное). Также усилить вовлеченность студентов преподаватель может, обращаясь к их чувствам и эмоциям через так называемые «истинные вопросы» (с точки зрения герменевтики): «Как ты думаешь?», «Какие чувства это у тебя вызывает?».

Дмитрий Карпов, заведующий кафедрой общей информатики Института искусственного интеллекта и кафедрой геоинформационных систем Института радиотехники и автоматики МИРЭА, поделился итогами использования технологий дистанционного общения со студентами во время и после эпидемии ковида. Сложности при работе с большими группами вызвала необходимость проверять и комментировать большое количество работ студентов – несмотря на попытки максимально автоматизировать этот процесс там, где было возможно, в режиме реального времени преподаватели все равно успевали больше и оперативнее давали студентам обратную связь. Ключевым же полезным выводом выступающий счел осознание необходимости сегрегировать студентов по их отношению к учебе: тех, кто хочет учиться, следует отделять от больших потоков, организовывая для них дополнительные занятия, потому что массовый подход в ДО перерождается в тесты и автоматизацию процессов, снижая качество образования. «Надо отделить тех, с кем общаемся в индивидуальном формате, от тех, кто общается с роботом и больше ничего в этой жизни не хочет», - резюмировал докладчик.

Во второй части встречи протоиерей Геннадий Егоров предположил, что дистанционное образование очень хорошо подсвечивает все проблемы, существующие в образовании как таковом, и согласился с коллегами в выводах о важности оффлайн-поддержки студентов и организации их взаимодействия с «живыми сотрудниками»: становится все заметнее, что преподавателям дистанционных программ важно не только хорошо работать в текстовом формате, но и уметь поддерживать вербальное общение, задавать те самые «истинные вопросы», которые вовлекают студента в обсуждение. Затем участники секции попытались найти ответ на вопрос, как убедиться, что в онлайн-среде преподаватель заинтересован в деятельности студента, и почему важна (или не важна) вовлеченность в процесс самих преподавателей?

После обеда секцию про педагогические коммуникации сменил круглый стол «Университеты корпоративные и классические», ведущим которого стал преподаватель ИДО Никита Гимранов. Действительно ли корпоративное и вузовское обучение разделяет пропасть и есть ли у представителей этих образовательных сфер опыт, который полезен «на другом берегу»? К разговору об этом присоединились директор по персоналу RAMAX GROUP Ирина Таранова, лидер и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев, протоиерей Геннадий Егоров, директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова, уже упомянутая выше Елизавета Воробчикова, а также руководитель департамента консалтинга «Тандем Информационные технологии» Александр Молчанов. Впрочем, не меньше активности проявили и слушатели из зала. Никита Гимранов поставил перед собравшимися несколько вопросов: какими индикаторами можно измерить пропасть между корпоративным сектором образования и сектором традиционного классического университетского образования, что представителям каждой сферы было бы интересно получить «с той стороны», чему представители каждой сферы точно могут научить других и какими видятся перспективы дальнейшего сосуществования двух этих областей образования.

В ходе обсуждения участники секции зафиксировали различные показатели, подтверждающие, что разрыв существует (широкое поле знаний в вузах и специализация – в ДПО, разные цели обучения и, соответственно, разная мотивация учащихся, разный период актуализации знаний). Зато нашлось чему поучиться друг у друга. Например, корпоративный сектор мог бы позаимствовать у вузовского больше рефлексивности, то есть готовности учиться и меняться (в отличии от корпоративного мира, который замкнут в себе). В то же время вузы могли бы научиться у корпоративного сектора развитию профессиональных сообществ и эффективному маркетингу. Прогнозы получились положительными: участники выразили надежду на синергию в области специализации. Попутно были сформулированы две интересные аллегории: вуз можно рассматривать как питательную среду для взращивания профессионалов, а разные сферы образования – как многосоставную матрешку, в которой вуз и дополнительное профессиональное образование становятся для учащегося разными «слоями», придавая его знаниями и навыкам новые формы.

Во второй день конференции, 17 мая, заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ Сергей Кинаш выступил на секции «Moodle в современном образовании: технические инструменты и возможности» с рассказом о создании и внедрении подсистемы «Личный кабинет студента» на базе Moodle и ее интеграции с внешними и внутренними информационными системами университета (в подготовке доклада участвовали программисты лаборатории Евгений Дорофеев и Николай Филиппов). При создании в системе дистанционного обучения личных кабинетов студентов пришлось интегрировать Moodle с системами Деканат, Редактор расписаний и образовательной платформой Юрайт и перенести в интернет процессы, которые в университете привыкли делать очно. В перспективах – разработка электронных зачетных книжек, перенесение в СДО информации о платежах и задолженностях студента бухгалтерии и предоставление учащимся возможности формировать автоматизированные запросы в разные подразделения университета. 

Параллельно прошла секция «Современные проблемы вузовского дистанционного образования», а после обеда участники встретились на общей финальной секции «Moodle в современном образовании: возможности педагогического дизайна», которую провел Никита Гимранов. Алина Краснова описала способы организации дистанционного обучения с учетом психологических особенностей усвоения информации, стимулировав разговор о пользе умеренного стресса в образовательном процессе. Директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова презентовала персонализированную образовательную траекторию, созданную средствами Moodle, рассказав, как на основании анализа входного теста создается цифровой профиль студента и определяется объем курсов, которые ему необходимо пройти для допуска к итоговому тестированию. Джон Кути, ассистент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ, совместил теорию и практику педагогического дизайна, предложив участникам секции ознакомиться с авторскими учебными материалами, пройти упражнение в паре, а затем в малых группах создать для любой выбранной аудитории 90-минутный урок, посвященный рецептам сырников. Это задание, главной целью которого для участников было прийти к консенсусу, очень оживило обстановку на секции (отметим, что самым удачным слушателям показался урок о сырниках, предназначенный для детей оленеводов). От гастрономического ликбеза слушатели вернулись к серьезным вопросам, когда Никита Гимранов презентовал концептуальный онтологический подход к построению образовательной программы в смешанном формате микрообучения. Онтология в данном случае рассматривалась как формальная спецификация разделяемой концептуальной модели, включающей множество понятий, аксиом, их свойств и связей. Разработка таких моделей в области образования помогает соединить виртуальный и реальный мир, но как построить онтологическую модель, позволяющую создавать гибкие, индивидуально перестраиваемые образовательные траектории? Докладчик изобразил такую траекторию как перемещение между дидактическими единицами, которые могут включать знания, навыки, средства контроля и находиться в сложных связях друг с другом. Предложенная модель вызвала дискуссию о том, что считать дидактической единицей. 

Завершая день, Никита Гимранов заметил, что практически все секции указали на новые вопросы и направления для совместной работы. Это означает, что на этой конференции уже сейчас формируются темы следующей встречи и никто не собирается ставить точку и опускать занавес.

Подробнее прочитать о конференции можно на сайте Института дистанционного образования ПСТГУ, в репортажах про первый день конференции и второй день конференции.

Вас могут заинтересовать :