В ковидном госпитале
Инклюзивный фестиваль Пасхальная радость
На защите выпускной квалификационной работы
Поездка в Пощупово
Поездка кафедры социальной работы в детский дом Сафоново
Получение диплома
После защиты ВКР
Служение в ковидном госпитале
Социально-миссионерская поездка в Пощупово
1 /
«Работа с людьми сложна, но очень важно любить свое дело»
PDF версия

Высшее образование – это возможность выбрать, кем ты хочешь быть. Сегодня о поступлении, обучении и выборе профессии беседуем с Анной Тимофеевой, выпускницей бакалаврской программы «Социальная работа» 2022 года.

– Анна, почему Вы выбрали социальную работу как направление обучения? Чем Вас привлекла эта профессиональная область?

– Еще с начальной школы я была членом Организации российских юных разведчиков (скаутинг). Деятельность этой организации многогранна: мы не только занимались туризмом, но и изучали историю страны, основы православной веры, посещали детские приюты, часто приходили с концертами в геронтологический центр нашего города.

Мне нравилось не только выступать и участвовать во всем, но и продумывать план мероприятий: например, подобрать репертуар, если это песенный вечер для пожилых людей, или организовать квесты для ребят из детских домов. Тогда уже сформировалось желание более глубоко понимать систему и принципы социальной работы.

Когда я задумалась, куда буду подавать документы и с какой профессией свяжу свою жизнь (это было примерно в восьмом классе), выбор пал на социальную работу. Мне импонировало, что это направление совмещает в себе очень много аспектов – тут есть место и управлению, и педагогике, и менеджменту.

– Почему решили учиться именно в ПСТГУ?

– Про ПСТГУ я узнала случайно! В школе моего младшего брата была объявлена олимпиада «Аксиос», а это как раз один из проектов ПСТГУ. Я с детства ходила в воскресную школу, и многие учителя знали это. Они решили, что мне стоит принять участие в олимпиаде, и передали задания через моего братишку. Я посмотрела на задания, сделала их, и в этот момент меня очень заинтересовал организатор – Православный гуманитарный университет.

Я посмотрела, какие есть направления обучения. На тот момент выбор пал на два направления – «Туризм» (я с девяти лет люблю путешествовать) и «Социальная работа». Когда узнала больше об этом направлении и дальнейших перспективах, появилась уверенность, что мне близко и нужно именно это.

– Анна, у студентов кафедры социальной работы очень насыщенная и активная учебная внеучебная жизнь. Что Вам больше всего запомнилось за время обучения?

– Очень сложный вопрос! Было много всего, но особенно отмечу практику – ее на нашем направлении очень много: постоянные поездки, знакомство со специалистами, участие в конференциях и дискуссиях. Именно на практике происходило максимальное включение в процесс работы, здесь раскрывался каждый студент.

Эти моменты я вспоминаю до сих пор и очень благодарна нашим преподавателям и кураторам за то, что они так глубоко, интересно и разнообразно включали нас в процесс профессионального становления – огромное спасибо!

– Где эти практики проходили?

– Практики проходили как в государственных социальных учреждениях, так и в некоммерческих. Поначалу мы просто знакомились с деятельностью этих учреждений, нас не включали в процесс, но с каждым годом и видом практики (социально-педагогической, социально-технологической, проектной, исследовательской, социально-миссионерской) мы начинали углубляться в профессиональную деятельность и решать задачи уже как специалисты.

На нашей кафедре места практики менялись: каждые два месяца мы переходили из одного учреждения в другое, благодаря чему имели возможность познакомиться со спецификой работы в разных организациях. Постоянная смена мест практики делала ее еще интереснее.

– Какая практика запомнилась или понравилась больше всего?

– Наверное, могу отметить практику в АНО[1] «Друзья общины святого Эгидия». Две курсовые работы я посвятила изучению социального сопровождения бездомных. Попала в эту организацию на третьем курсе – проходила там социально-технологическую практику, а позже осталась на стажировку.

Работа с бездомными, в целом, считается трудной. Запросы были разные: восстановление документов, поиск родственников, помощь женщинам, попавшим в кризисную ситуацию, помощь в получении квоты на операцию и многое другое. Всего знать невозможно, поэтому приходилось знакомиться с юридической базой, консультироваться со специалистами смежных организаций – все это было непросто, но очень интересно.

Помощь приходила отовсюду; кураторы практики на местах были очень заинтересованы в студентах, поэтому обратиться можно было с любым вопросом.

– В наши дни проходит множество социально значимых мероприятий. Во время обучения была ли возможность принять в чем-то участие?

– Руководство кафедры постоянно предлагало нам поучаствовать в разных инклюзивных проектах, но что-то мы находили сами. Например, среди самостоятельно найденных проектов был «МПС-море» — это проект помощи семьям с детьми, у которых редкое заболевание (в основном это ребята с синдромами мукополисахаридоза). Участие в таких проектах очень важно: если не быть активным участником процесса, нельзя стать хорошим специалистом.

Среди самых ярких и значимых проектов – ежегодный инклюзивный фестиваль «Пасхальная радость». В этом фестивале принимают участие несколько десятков творческих инклюзивных коллективов, некоторые участвуют регулярно – показывают свою работу, проделанную за год, смотрят на других, стараются перенять опыт, чему-то научиться. Мне это мероприятие не только помогло понять специфику работы команды организаторов, но и дало возможность увидеть людей, которые непосильным трудом достигают хороших творческих результатов. 

Общение с участниками этого фестиваля и их педагогами поднимает дух, помогает не опускать руки. Бывало, что во время обучения, особенно в конце учебного года, хотелось всё бросить и сдаться, но благодаря воспоминаниям об этих встречах (со многими педагогами поддерживаю связь) силы приходили и приходят. Каждый раз приезжаю с пасхального фестиваля вдохновленная и мотивированная на работу на год вперед!

Вообще каждый такой проект показывал, что всё преодолимо, со всем можно справиться. Сейчас, вспоминая саму себя, вижу, как раньше много и напрасно переживала. Я думала, что никогда не смогу работать с людьми с инвалидностью или бездомными, сама себя убеждала, что способна только на что-то более «легкое», но, когда завершался очередной проект, всегда удивлялась, как на самом деле все просто – нужны лишь подход и желание. Так что всё получилось и, дай Бог, будет получаться!

На практике во время обучения
На практике во время обучения
Учёба в ФМБА МТК СПБ Лечебное дело
Учёба в ФМБА МТК СПБ Лечебное дело
1 /

– Наверное, такое обилие и многообразие практик наряду с рядовыми лекциями, семинарами и курсовыми требовало много сил. Сложно было учиться?

– Учеба – это процесс, конечно, не из легких. Были трудности, без них никуда. Порой было детское нежелание вставать рано или страх приступать к новому делу (которое, как оказывается, можно завершить за день). В трудных ситуациях полезно понимать, зачем все это нужно, но понимание смысла каждого «непосильного» шага приходило не сразу. Хорошо, что наша кафедра делала всё возможное, чтобы мы не боялись делиться переживаниями – все преподаватели были на связи, можно было задать любой вопрос или подойти после занятий. В этом плане важно лишь желание студента.

– Социальная работа связана с ситуациями, когда нужно найти слова поддержки для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Была ли дисциплина, на которой учили, как себя вести и как можно помочь в таких случаях?

– Конечно, у нас были такие дисциплины. Говорить мы учились на «Речевой культуре специалиста по социальной работе»; понимать и вникать в ситуацию – на «Психологии социальной работы» и «Технологии социальной работы».

Наши преподаватели так строили занятия, что всегда можно было что-то обсудить, поделиться переживаниями. Нам никогда не отказывали в разборе ситуаций, с которыми мы сталкивались на практиках. Знания, полученные нами в ходе обучения, помогали на все сто! При разговоре с благополучателями[2] организаций мы довольно уверенно разъясняли какие-то моменты, так что контакт устанавливался быстро – мне это очень помогло при работе с бездомными.

Отмечу, что к каждому большому выездному мероприятию мы готовились досконально: вместе с преподавателями заранее обсуждали и прорабатывали все детали (например, когда в Сафоновском детском доме устраивали квесты для младшей группы и отдельно мероприятия для подростков), потом проводили «разбор полетов» – собирались для рефлексии.

– Анна, на Ваш взгляд, какие качества характера наиболее важны для специалиста по социальной работе?

– Нужна коммуникабельность – желание установить контакт и умение расположить к себе человека, важно быть стрессоустойчивым, потому что работа и налаживание связей между благополучателем и смежными специалистами требуют большого труда. Нужно быть готовым к тому, что социальная работа – это сфера, в которой постоянно происходят преобразования: законодательная база претерпевает изменения, создаются новые проекты, появляются новые некоммерческие организации с разнообразными программами помощи. Но прежде всего нужно иметь сострадание к людям, которые находятся в безвыходной ситуации.

Будущим специалистам по социальной работе нужно понимать, с чем они могут столкнуться. Работа с людьми сложна, но очень важно любить свое дело. Если любить свое дело, подходить ко всему с умом, тогда и работа не будет казаться сложной. Профессия должна быть актом любви.

– Социальная работа включает в себя много направлений. Какой профессиональный путь Вы выбрали после окончания университета?

– На четвертом курсе, после собеседования с владыкой Пантелеимоном, я близко познакомилась со служением в ковидном госпитале и стала наставником добровольцев, помогавших в «красной» зоне. Тогда же прошла обучение на младшую медицинскую сестру по уходу за больными при Больнице святителя Алексия. Уже к середине четвертого курса я понимала, что буду поступать на «Лечебное дело» и в дальнейшем свяжу свою жизнь с медициной. Социальная работа включает в себя много направлений, поэтому сомнений не было, что медицинское образование будет логичным продолжением первого образования.

Сейчас я учусь при Федеральном медико-биологическом агентстве в Медико-техническом медицинском колледже Санкт-Петербурга на врача скорой медицинской помощи. По окончании собираюсь поступить в магистратуру.

Обучение на кафедре социальной работы дало очень много возможностей, одна из самых важных – войти в профессиональную среду, познакомиться со специалистами в социальной сфере. Со многими я держу связь до сих пор, для меня это очень ценно!


Беседовала Екатерина Шилова

Материал подготовлен редакцией сайта ПСТГУ








1. АНО – Автономная некоммерческая организация

2. Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощи добровольцев (волонтёров)


Вас могут заинтересовать :