3.12.2022 студентами были представлены доклады, посвященные английской и американской литературе по научной теме «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму». Мероприятие прошло в онлайн-режиме на платформе Skype.
В семинаре приняли участие преподаватели кафедры романо-германской филологии Л. В. Писарев, А. В. Аксенов, В. С. Макаров и Н. В. Шипилова, студенты магистратуры направления «Английский язык и литература англоязычных стран» и бакалавриата по направлению «Зарубежная филология (английский язык)», а также директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета Н. В. Захаров.
Встречу открыл доклад студентки 4 курса направления бакалавриат Екатерины Долженковой ««Новая религия» Г. Уэллса» (научный руководитель Писарев Л. В.).
Доклад Екатерины Долженковой был посвящен изучению темы религии будущего в произведениях Герберта Уэллса. Актуальность доклада заключалась в том, что религиозно-философские взгляды Г. Уэллса еще недостаточно исследованы и тема является перспективной для дальнейшей разработки.
Исследование строилось на изучении как художественных, так и публицистических работ Уэллса. Согласно выводам работы, Герберт Уэллс видел религию будущего как единую для всех, вобравшую в себя все самое ценное из нынешних мировых религий, – веру, истинность которой нельзя будет не признать. На данный момент ближе всего к видению писателя, по словам докладчика, подходит унитарианский универсализм, но до статуса мировой религии этому движению далеко.
Научным руководителем Екатерины Долженковой, Л. В. Писаревым, было отмечено, что исследование еще находится в начальной стадии, потому критика и рекомендации были крайне востребованы. Сам Лев Викторович не только дополнил доклад студентки полезными сведениями из литературы и истории, но и выступил, развивая тему Е. Долженковой, с содокладом, в котором он обратил внимание аудитории на идеологическую связь Герберта Уэллса, Томаса Гексли и Олдоса Хаксли (Гексли) и родство их религиозно-философских взглядов, развивающих тенденции агностицизма, дарвинизма и евгеники.
Очень полезным было дополнение Владимира Сергеевича Макарова, отметившего важность для дальнейшего исследования Е. Долженковой трактата Герберта Уэллса «God the Invisible King». Со стороны студентов магистратуры также были заданы вопросы и высказаны предложения по дальнейшей разработке научной темы доклада.
Работа в данной сфере будет непременно продолжена в дальнейших научных изысканиях студентки.
После доклада Е. Долженковой и выступления Л. В. Писарева студенты магистратуры АЯиЛАС представили отчеты о проведенной за семестр научной работе.
Саломия Гудова, 1 курс магистратуры, сообщила об исследовании, посвященном «школьным историям» 1950-1970 годов, авторства как английских так и американских писателей в рамках курсовой работы «Жанр школьной истории в литературе Великобритании и США в 1950-1970-х годах» (научный руководитель Шипилова Н. В.).
При обсуждении отчета С. Гудовой Владимир Сергеевич Макаров посоветовал студентке заранее позаботиться об аргументации в пользу выбранных произведений, так как сравнение школ Америки и Англии – весьма непростая задача. Отметив, однако, что учитывая успех дипломной работы Саломии Гудовой, продолжением которой является обсуждаемая работа, подбор качественных аргументов будет лишь вопросом времени.
С темой, выбранной Саломией, перекликается работа ее однокурсника Александра Дяченко «Готический роман воспитания в современной литературе США (на примере цикла Рика Янси "Монстролог")» (научный руководитель Шипилова Н. В.).
Необычное совмещение жанров и новизна делают тему весьма интересной для изучения. Как было отмечено в ходе дискуссии, роман воспитания не предполагает раскрытия темы школьного образования, так как сосредотачивается в основном на взрослении главного героя. Этот доклад завершил семинар, прошедший в дружественной и благожелательной атмосфере.
Семинары по научным темам кафедры, совмещенные с НИР студентов бакалавриата и магистратуры, являются и апробацией студенческих докладов перед представлением их более широкой аудитории в рамках студенческих конференций и последующей публикации, и возможностью для ведущих преподавателей кафедры поделиться своими научными изысканиями со студентами.
Следующий научный семинар запланирован на 10.12.2022 года, также онлайн, на платформе Skype.