Михайлов Петр Борисович (ПСТГУ) и Вевюрко Илья Сергеевич (МГУ, ПСТГУ)
Вевюрко Илья Сергеевич (МГУ, ПСТГУ)
Михайлов Петр Борисович (ПСТГУ)
Михайловский Александр Владиславович (ВШЭ)
Пронина Анна Сергеевна (ПСТГУ)
Пронина Анна Сергеевна (ПСТГУ)
Михайлов Петр Борисович (ПСТГУ)
Дубоносов Александр Александрович (ПСТГУ)
Грюнерт Анна (ВШЭ)
1 /
Секция «Эллинизация христианства в истории и науке»
PDF версия

13.11.2023 во Владимирском зале богословского факультета прошла работа секции «Эллинизация христианства в истории и науке». Организаторами было предложено проблемное раскрытие темы, поскольку христианский эллинизм или, иными словами, факт наличия в древнем христианстве элементов эллинистической культуры во всем ее богатстве и разнообразии оценивался по-разному.

А. Гарнак рассматривал три фазы эллинизации христианства: 1) ок. 130 ― принятие христианскими апологетами античной философии; 2) ок. 220–230 ― включение в христианские практики греческой мистерии и наследия античной цивилизации (Ориген и Александрия); 3) наконец, ок. 330 ― «всецело водворяется греческий дух со всем своим особым содержанием и формами… возникает особая христианская религия низшего порядка» (Сущность христианства, 1900). Иного понимания придерживались богословы русской эмиграции. Протоиерей Георгий Флоровский писал: «…по сути своей Церковь эллинистична, она есть эллинистическое образование, или, иными словами, эллинизм — это основная категория христианского существования» (Патристика и современное богословие, 1969). В. Н. Лосский считал христианский эллинизм «универсальной формой христианской Истины» (Боговидение, 1962). Рассмотрение темы христианского эллинизма предлагалось провести в двух последовательных аспектах ― в истории древнего христианства и в перспективе научно-богословского изучения. Соответственно замыслу доклады участников равномерно распределились по этим двум направлениям.

И. С. Вевюрко (МГУ, ПСТГУ) представил доклад «Септуагинта и эллинистический мир: был ли осмос?», в котором были рассмотрены примеры обоюдных заимствований и взаимообмена между разными религиозными традициями ― древним иудаизмом и греческим политеизмом, ранним христианством и поздней языческой античностью ― различными элементами религиозных представлений и категорий, в частности, культы высочайшего Бога и ангелов.

П. Б. Михайлов (ПСТГУ) представил доклад «Theologia tripartita как программа эллинизации христианства», в котором были проанализированы две древнехристианские доксографии Евсевия Кесарийского и блж. Августина трех главных типов теологии ― теология мифа, природы и полиса. По мнению докладчика, аутентическая древняя схема может быть с успехом использована для обобщения и классификации наследия древнего христианства для выявления основных признаков эллинизации христианства в формальных аспектах ― в сложении корпуса текстов Священного Писания, в оформлении вселенского учения Церкви, в разработке и распространении различных религиозных практик древнего христианства.

Анна Грюнерт (ВШЭ) представила доклад «Музыкальная терминология в христианской экзегезе: примеры рецепции античной комментаторской традиции в избранных толкованиях Оригена и каппадокийцев», предложив свои наблюдения над использованием музыкальной терминологии в наследии древних богословов. На обширном материале древних источников было показано различие в их понимании народного и научного измерений музыки, из которых последнее занимало важное место в вопросах воспитания, образования как предварительных этапов церковного наставления, воспитания и образования.

А. А. Дубоносов (ПСТГУ) представил доклад «Генезис концепции „христианского эллинизма“ протоиерея Георгия Флоровского и ее значение в программе неопатристического синтеза», в котором подробно, на материале основных источников проанализировал вопрос о христианском эллинизме, проследил особенности понимания Флоровским его природы, предложил вероятные источники и влияния. Докладчик привлек многочисленные дополнительные источники, а также последние по времени исследования вопроса русских и зарубежных авторов. Для раскрытия темы было показано высокое значение интеллектуального контекста ― от немецкого идеализма до современного Флоровскому персонализма и историзма.

А. С. Пронина (ПСТГУ) представила доклад «Встреча „сакрального“ и „профанного“ в трудах Я. Пеликана», приуроченный к столетию выдающегося американского православного богослова и историка. На материале всего его обширного наследия были показаны особенности феномена христианского эллинизма как некоей образцовой программы для христианского свидетельства в современном мире. При этом было показано, что он интерпретирует многовековое оформление христианской доктрины как пример деэллинизации, то есть освобождения догматики от чуждых христианству эллинистических элементов ― гностических и еретических. Полемическому наполнению схемы Гарнака ― вера, догмат, культ ― Пеликан предлагает апологетическое ― «во что веруют, чему учат, что исповедуют» (вера, учение, исповедание).

Наконец, А. В. Михайловский (ВШЭ) в докладе «Отцы Церкви и пайдейя, или Как изобретали эллинохристианские синтезы» предложил свое раскрытие темы христианского эллинизма на материале греческой церковно-научной публицистики 1960-х годов, представляющем собой интересный случай общественно-политической имплементации некоторых идей эллинизации христианства, понятой как синтез эллинизма и христианства. Вопрос был представлен на широком поле научной, богословской и церковной предыстории, а также в его актуальном звучании. Эллинизация христианства и христианский эллинизм были рассмотрены в их противопоставлении. Доклад, как и все предыдущие, вызвал оживленную дискуссию.

Фотографии Сергея Пронина

Вас могут заинтересовать :