13.11.2023 во Владимирском зале богословского факультета прошла работа секции «Эллинизация христианства в истории и науке». Организаторами было предложено проблемное раскрытие темы, поскольку христианский эллинизм или, иными словами, факт наличия в древнем христианстве элементов эллинистической культуры во всем ее богатстве и разнообразии оценивался по-разному.
А. Гарнак рассматривал три фазы эллинизации христианства: 1) ок. 130 ― принятие христианскими апологетами античной философии; 2) ок. 220–230 ― включение в христианские практики греческой мистерии и наследия античной цивилизации (Ориген и Александрия); 3) наконец, ок. 330 ― «всецело водворяется греческий дух со всем своим особым содержанием и формами… возникает особая христианская религия низшего порядка» (Сущность христианства, 1900). Иного понимания придерживались богословы русской эмиграции. Протоиерей Георгий Флоровский писал: «…по сути своей Церковь эллинистична, она есть эллинистическое образование, или, иными словами, эллинизм — это основная категория христианского существования» (Патристика и современное богословие, 1969). В. Н. Лосский считал христианский эллинизм «универсальной формой христианской Истины» (Боговидение, 1962). Рассмотрение темы христианского эллинизма предлагалось провести в двух последовательных аспектах ― в истории древнего христианства и в перспективе научно-богословского изучения. Соответственно замыслу доклады участников равномерно распределились по этим двум направлениям.
И. С. Вевюрко (МГУ, ПСТГУ) представил доклад «Септуагинта и эллинистический мир: был ли осмос?», в котором были рассмотрены примеры обоюдных заимствований и взаимообмена между разными религиозными традициями ― древним иудаизмом и греческим политеизмом, ранним христианством и поздней языческой античностью ― различными элементами религиозных представлений и категорий, в частности, культы высочайшего Бога и ангелов.
П. Б. Михайлов (ПСТГУ) представил доклад «Theologia tripartita как программа эллинизации христианства», в котором были проанализированы две древнехристианские доксографии Евсевия Кесарийского и блж. Августина трех главных типов теологии ― теология мифа, природы и полиса. По мнению докладчика, аутентическая древняя схема может быть с успехом использована для обобщения и классификации наследия древнего христианства для выявления основных признаков эллинизации христианства в формальных аспектах ― в сложении корпуса текстов Священного Писания, в оформлении вселенского учения Церкви, в разработке и распространении различных религиозных практик древнего христианства.
Анна Грюнерт (ВШЭ) представила доклад «Музыкальная терминология в христианской экзегезе: примеры рецепции античной комментаторской традиции в избранных толкованиях Оригена и каппадокийцев», предложив свои наблюдения над использованием музыкальной терминологии в наследии древних богословов. На обширном материале древних источников было показано различие в их понимании народного и научного измерений музыки, из которых последнее занимало важное место в вопросах воспитания, образования как предварительных этапов церковного наставления, воспитания и образования.
А. А. Дубоносов (ПСТГУ) представил доклад «Генезис концепции „христианского эллинизма“ протоиерея Георгия Флоровского и ее значение в программе неопатристического синтеза», в котором подробно, на материале основных источников проанализировал вопрос о христианском эллинизме, проследил особенности понимания Флоровским его природы, предложил вероятные источники и влияния. Докладчик привлек многочисленные дополнительные источники, а также последние по времени исследования вопроса русских и зарубежных авторов. Для раскрытия темы было показано высокое значение интеллектуального контекста ― от немецкого идеализма до современного Флоровскому персонализма и историзма.
А. С. Пронина (ПСТГУ) представила доклад «Встреча „сакрального“ и „профанного“ в трудах Я. Пеликана», приуроченный к столетию выдающегося американского православного богослова и историка. На материале всего его обширного наследия были показаны особенности феномена христианского эллинизма как некоей образцовой программы для христианского свидетельства в современном мире. При этом было показано, что он интерпретирует многовековое оформление христианской доктрины как пример деэллинизации, то есть освобождения догматики от чуждых христианству эллинистических элементов ― гностических и еретических. Полемическому наполнению схемы Гарнака ― вера, догмат, культ ― Пеликан предлагает апологетическое ― «во что веруют, чему учат, что исповедуют» (вера, учение, исповедание).
Наконец, А. В. Михайловский (ВШЭ) в докладе «Отцы Церкви и пайдейя, или Как изобретали эллинохристианские синтезы» предложил свое раскрытие темы христианского эллинизма на материале греческой церковно-научной публицистики 1960-х годов, представляющем собой интересный случай общественно-политической имплементации некоторых идей эллинизации христианства, понятой как синтез эллинизма и христианства. Вопрос был представлен на широком поле научной, богословской и церковной предыстории, а также в его актуальном звучании. Эллинизация христианства и христианский эллинизм были рассмотрены в их противопоставлении. Доклад, как и все предыдущие, вызвал оживленную дискуссию.
Фотографии Сергея Пронина