Захаров Георгий Евгеньевич (ПСТГУ), Антонов Николай Константинович (ПСТГУ)
Захаров Георгий Евгеньевич (ПСТГУ)
Захаров Георгий Евгеньевич (ПСТГУ)
Ауров Олег Валентинович (РГГУ, РАНХиГС) и Марей Елена Сергеевна(ВШЭ)
Захаров Георгий Евгеньевич (ПСТГУ) и Ауров Олег Валентинович (РГГУ, РАНХиГС)
прот. Дмитрий Пашков (ПСТГУ)
Захаров Георгий Евгеньевич (ПСТГУ) и Анашкин Антон Владимирович (ПСТГУ)
Марей Елена Сергеевна(ВШЭ)
Биркин Михаил Юрьевич (ПСТГУ)
Биркин Михаил Юрьевич (ПСТГУ)
Изотова Ольга Николаевна (ПСТГУ)
Виноградов Андрей Юрьевич (ВШЭ)
Земляков Михаил Вячеславович (ВШЭ)
Редькова Ирина Сергеевна (ПСТГУ)
1 /
Секция по процессам христианизации в Европе и Средиземноморье
PDF версия

14 ноября в рамках конференции «Христианизация общества и культуры: от древности к современности. К 15-летию со дня кончины профессора Игоря Сергеевича Чичурова» состоялось заседание секции «От pax Romana к pax Christiana: процессы христианизации в Европе и Средиземноморье в поздней античности и раннем средневековье».

Вопрос о христианизации общества и культуры был представлен на обширном материале, затрагивающем как западную, так и восточную части христианского мира. Хронологические рамки секции также были весьма широки и охватили целое тысячелетие: от II до XII века.

Работа секции открылась докладом Алексея Дмитриевича Пантелеева (СПбГУ), сконцентрировавшегося на значении чудес во взаимоотношениях между христианами и язычниками во II-III веках.

В докладах Николая Константиновича Антонова (ПСТГУ) («Нехристианские элементы в образе священника у свт. Григория Богослова») и протоиерея Димитрия Пашкова (ПСТГУ) («Критика светского права в патристике IV века (ассиметрия прав мужа и жены)») была затронута проблематика, связанная с наследием святителя Григория Богослова, а именно соотнесение им фигуры христианского священника с античными философом, ритором и жрецом, а также его критика законодательства о прелюбодеяниях, предполагавшего неравноправие мужчин и женщин.

Доклады Георгия Евгеньевича Захарова (ПСТГУ) («Региональное первенство Римского престола в IV в. в свете процессов христианизации и развития церковного устройства в Италии»), Антона Владимировича Анашкина (ПСТГУ) («(Не)библейская типология в Serm. 82 папы Льва I Великого») и Елены Сергеевны Марей (ВШЭ) («Понятие res publica в письмах Григория Двоеслова: римские истоки и христианское содержание») были посвящены истории Римской Церкви: ее региональному статусу и роли в христианизации Италии, а также использованию в текстах римских пап мотивов, связанных с римской античной традицией. Речь идет о соотнесении образов основателей Рима Ромула и Рема с апостолами Петром и Павлом, а также о переосмыслении категории res publica.

Проблематика, связанная с постепенной трансформацией позднеантичного общества в средневековое, была раскрыта на материале истории римской и вестготской Испании в докладах Олега Валентиновича Аурова (РАНХиГС, РГГУ) («Христианство и эволюция муниципального строя в римской Испании IV-VII вв.: к истории conventa vicinorum») и Михаила Юрьевича Биркина (ПСТГУ) («Трансформация civitas и власть епископа в вестготской Испании VII в.»). Игорь Святославович Филиппов (МГУ) посвятил свое выступление изменениям ономастики от Поздней античности к Классическому средневековью и влиянию христианства на этот процесс.

Византийская проблематика была представлена в докладе Ольги Николаевны Изотовой (ПСТГУ), посвященном образу Платона в «Хронике» Георгия Амартола.

Особой интерес с точки зрения тематики конференции представлял доклад Андрея Юрьевича Виноградова (ВШЭ), посвященный представлениям о латинском Западе Киевского митрополита Ефрема. В этом докладе фактически были продолжены исследования, начатые И. С. Чичуровым и не завершенные им из-за его неожиданной кончины.

Михаил Вячеславович Земляков (ВШЭ) раскрыл в своем докладе на средневековом правовом материале особенности процессов христианизации англосаксов и северных германцев. Последний доклад секции сделала Ирина Сергеевна Редькова (ПСТГУ), посвятив его рецепции понятия civitas в экзегетике Сен-Викторской школы.

В целом работа секции показала многообразие социокультурных реальностей, с которыми вступило во взаимодействие христианство в позднеантичную и раннесредневековую эпохи. Практически во все времена и во всех регионах христианство не вытесняло полностью характерную для того или иного социума культурную традицию, но преображало и воцерковляло ее, не теряя при этом своей собственной идентичности.

Фотографии Сергея Пронина