14 ноября в рамках конференции «Христианизация общества и культуры: от древности к современности. К 15-летию со дня кончины профессора Игоря Сергеевича Чичурова» состоялось заседание секции «От pax Romana к pax Christiana: процессы христианизации в Европе и Средиземноморье в поздней античности и раннем средневековье».
Вопрос о христианизации общества и культуры был представлен на обширном материале, затрагивающем как западную, так и восточную части христианского мира. Хронологические рамки секции также были весьма широки и охватили целое тысячелетие: от II до XII века.
Работа секции открылась докладом Алексея Дмитриевича Пантелеева (СПбГУ), сконцентрировавшегося на значении чудес во взаимоотношениях между христианами и язычниками во II-III веках.
В докладах Николая Константиновича Антонова (ПСТГУ) («Нехристианские элементы в образе священника у свт. Григория Богослова») и протоиерея Димитрия Пашкова (ПСТГУ) («Критика светского права в патристике IV века (ассиметрия прав мужа и жены)») была затронута проблематика, связанная с наследием святителя Григория Богослова, а именно соотнесение им фигуры христианского священника с античными философом, ритором и жрецом, а также его критика законодательства о прелюбодеяниях, предполагавшего неравноправие мужчин и женщин.
Доклады Георгия Евгеньевича Захарова (ПСТГУ) («Региональное первенство Римского престола в IV в. в свете процессов христианизации и развития церковного устройства в Италии»), Антона Владимировича Анашкина (ПСТГУ) («(Не)библейская типология в Serm. 82 папы Льва I Великого») и Елены Сергеевны Марей (ВШЭ) («Понятие res publica в письмах Григория Двоеслова: римские истоки и христианское содержание») были посвящены истории Римской Церкви: ее региональному статусу и роли в христианизации Италии, а также использованию в текстах римских пап мотивов, связанных с римской античной традицией. Речь идет о соотнесении образов основателей Рима Ромула и Рема с апостолами Петром и Павлом, а также о переосмыслении категории res publica.
Проблематика, связанная с постепенной трансформацией позднеантичного общества в средневековое, была раскрыта на материале истории римской и вестготской Испании в докладах Олега Валентиновича Аурова (РАНХиГС, РГГУ) («Христианство и эволюция муниципального строя в римской Испании IV-VII вв.: к истории conventa vicinorum») и Михаила Юрьевича Биркина (ПСТГУ) («Трансформация civitas и власть епископа в вестготской Испании VII в.»). Игорь Святославович Филиппов (МГУ) посвятил свое выступление изменениям ономастики от Поздней античности к Классическому средневековью и влиянию христианства на этот процесс.
Византийская проблематика была представлена в докладе Ольги Николаевны Изотовой (ПСТГУ), посвященном образу Платона в «Хронике» Георгия Амартола.
Особой интерес с точки зрения тематики конференции представлял доклад Андрея Юрьевича Виноградова (ВШЭ), посвященный представлениям о латинском Западе Киевского митрополита Ефрема. В этом докладе фактически были продолжены исследования, начатые И. С. Чичуровым и не завершенные им из-за его неожиданной кончины.
Михаил Вячеславович Земляков (ВШЭ) раскрыл в своем докладе на средневековом правовом материале особенности процессов христианизации англосаксов и северных германцев. Последний доклад секции сделала Ирина Сергеевна Редькова (ПСТГУ), посвятив его рецепции понятия civitas в экзегетике Сен-Викторской школы.
В целом работа секции показала многообразие социокультурных реальностей, с которыми вступило во взаимодействие христианство в позднеантичную и раннесредневековую эпохи. Практически во все времена и во всех регионах христианство не вытесняло полностью характерную для того или иного социума культурную традицию, но преображало и воцерковляло ее, не теряя при этом своей собственной идентичности.
Фотографии Сергея Пронина