1 /
Сербия, век двадцатый: слово и образ
PDF версия

В рамках Международного фестиваля «Сербское утешение русскому сердцу» с открытыми онлайн-лекциями перед студентами ПСТГУ выступили представители современной церковной культуры Сербии – филолог и переводчик профессор Ксения Кончаревич и художник, иконописец, преподаватель профессор Тодор Митрович.

Лекция ординарного профессора Белградского университета и переводчика Ксении Кончаревич «Духовный мост. Переводы русской и сербской православной литературы в ХХI веке»

Ординарный профессор кафедры славистики филологического факультета Белградского Государственного Университета Ксения Кончаревич не только известный в Сербии филолог, автор множества исследований, в том числе и церковнославянского языка, но и плодотворный переводчик русской духовной литературы на сербский язык. Ее онлайн-лекция для студентов и преподавателей ПСТГУ была посвящена тому, как духовная книга может стать настоящим мостом между двумя народами с близкой, но разной культурой и традицией, о том, как встреча с духовными сокровищами родственного народа и языка обогащает и открывает новые горизонты. Великий сербский философ и богослов Иустин (Попович) немыслим без Достоевского, но и нам, в свою очередь, ныне немыслимо говорить о православном богословии ХХ века, не зная трудов преподобного Иустина. Живая связь традиции, языка, веры не должна замыкаться внутри одной культуры, к ней должен быть доступ у людей иных культур. Переводчики – наши главные помощники в строительстве этих мостов. О своей многолетней работе над переводами русских духовных текстов, о значении сербских текстов в культуре русской, о своем сотрудничестве с великими иерархами Сербской Церкви – митрополитом Амфилохием (Радовичем), епископом Афанасием (Евтичем), епископом Даниилом (Крстичем) – рассказала Ксения Кончаревич. Особенно интересными для занимающихся сербским языком стали ее советы, на какую современную церковную литературу Сербии стоит обратить внимание русским коллегам, чтобы восполнить зияющие пробелы в нашем представлении о сербской церковной мысли.

Лекцию профессора Ксении Кончаревич можно посмотреть здесь.

Ксения Кончаревич (Ксениjа Кончаревић) – доктор филологических наук, ординарный профессор кафедры славистики филологического факультета Белградского Государственного Университета, автор более 400 научных статей, чья библиография занимает 70 страниц, лауреат премии имени Радована Кошутича. Важнейшим направлением ее деятельности стал перевод на сербский язык русской духовной литературы. Около 20 лет она работала на богословском факультете Белградского университета после его возрождения, став первой в истории женщиной-преподавательницей в этом учебном заведении Сербской Церкви.

Лекция ординарного профессора Академии изобразительных искусств и реставрации Сербской Православной Церкви Тодора Митровича «Церковное искусство как ответ на вызовы современности»

Современное церковное искусство стоит перед трудными задачами. Можно ли, сохраняя верность традиции, не быть ее копиистом? Можно ли не замечать развития художественного языка современного искусства и не реагировать на него в искусстве церковном? Как вообще провести грань церковного и светского? Великие образцы средневековой иконописи служат нам для вдохновения или для неустанного воспроизведения? Очень многим представляется, что традиция в иконописи – это некий незыблемый «канон», которому следует старательно следовать. О том, как эти вопросы решались сербскими изографами ХХ века, как развивалось сербское церковное искусство и какие влияния испытывало, рассказал известный сербский иконописец и художник Тодор Митрович – один из тех, кто своим творчеством исследует новые возможности христианского искусства. Его необычные, сразу запоминающиеся образы бережно сохраняют в себе духовное ядро традиции, но активно используют выразительные средства современности.

Тодор Митрович (Тодор Митровић) – доцент Академии изобразительных искусств и реставрации Сербской Православной Церкви (р. 1972) – окончил факультет изящных искусств (FLU) Университета искусств в Белграде в 1997 году. В 2015 году там же получил степень доктора искусств. Иконописец с 1993 года, теоретик, исследователь церковного искусства, преподаватель и издатель. Опубликовал множество статей и одну книгу (2012), которая в переводе была опубликована на двух европейских языках. Выставлял свои работы на десяти персональных и на многочисленных групповых выставках по всей Европе. Тодор Митрович в своих иконах пытается построить мост между Церковью и современным искусством.

Лекцию профессора Тодора Митровича (с русским переводом) можно посмотреть здесь.

Показанная им презентация доступна для просмотра в хорошем качестве и для скачивания здесь.