Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева на молебне перед началом учебного года

31 августа 2020 года в храме святого равноапостольного великого князя Владимира в Лиховом переулке состоялся торжественный молебен перед началом учебного года, который возглавил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в сослужении преподавателей и сотрудников университета в священном сане. После молебна отец Ректор обратился со словом к собравшимся.

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с началом учебного года, и, конечно, с последним праздником церковного года, с днем Успения Пресвятой Богородицы. Поздравляю всех поступивших в наш Университет в этом году с началом новой университетской жизни. Я вспоминаю свое поступление, которое было уже 61 год назад, и знаю, что это было началом нового этапа в жизни – очень значительного, очень важного этапа, который ознаменовал настоящий труд. И период моего обучения в университете остался в моей памяти как время вхождения в настоящую ответственную взрослую жизнь. Именно в это время человек приобретает многие необходимые навыки, определяется его отношение к жизни, его место в жизни и в этом мире.

Наш Университет среди всех учебных заведений, среди всех университетов занимает особое место, потому что он является церковным, православным Университетом и имеет особую цель, особое призвание. Вы все, конечно, слышали, хотя, может быть, и не все достаточно знаете о том, что уже более ста лет назад, в 1917 году, в этом здании, в Епархиальном доме, в этой Соборной палате, где мы сейчас находимся, в этом Владимирском храме проходил самый великий церковный Собор из всех русских Соборов – Всероссийский Поместный Собор, который восстановил патриаршество в Русской Церкви и избрал Святейшего Патриарха Тихона, теперь уже прославленного в лике святых. Этот Собор ознаменовал начало нового этапа в жизни не только Русской Церкви, но и, может быть, всего мира, потому что он происходил в момент смены всего строя жизни.

Кончилось самодержавие, совершена была революция, и власть в стране, можно сказать, была захвачена людьми, которые объявили себя борцами с Богом, борцами с верой в Бога. Парадоксально то, что они объявляли себя борцами за светлое будущее всего человечества. Но это светлое будущее они отрицали, потому что — какое может быть светлое будущее у людей смертных, если после смерти никакого будущего нет? Если нет вечной жизни, если нет Царствия Божия, если нет жизни с Богом, то о каком светлом будущем можно говорить вообще? Но тем не менее они провозглашали такие цели и этим обманом увлекли множество людей, которые прежде, еще недавно, называли себя христианами. Но потом, во время революции, эти люди с легкостью отреклись от Христа, от веры и стали убивать друг друга, стали убивать своих сродников, соотечественников, стали убивать священников, стали рушить храмы, кощунствовать над мощами святых. Потом, вы знаете, была Гражданская война, был голод, унесший миллионы жизней, и голод, возникший не в связи с засухой, как это бывает обычно, а из-за того, что люди, которые должны были обрабатывать землю, сеять, потом убирать урожай, – все эти люди бросили свой труд и пошли воевать. Пошли, чтобы убивать своих братьев по вере, братьев по жизни. В результате этого урожай не был собран и начался страшный, небывалый голод. А потом, как вы знаете, еще было долгое время страшных гонений, когда были взорваны многие храмы, закрыты все монастыри, расстреляно множество священников, епископов, монахов, другие были сосланы в лагеря и ссылки.

И вот, когда это долгое время гонений кончилось, по прошествии 70-ти лет, в начале периода, который назывался «перестройкой», это 1990-е годы, тогда мы стали искать этот дом, где проходил Собор 1917 года, где был избран Патриарх Тихон, где заседали великие святые 20 века. И мы не могли его найти. Он настолько был перестроен, настолько не был похож на то, что мы видели на фотографиях, что мы никак не могли увидеть, где же он находится. Потом, наконец, с великим трудом мы нашли этот дом. Оказалось, что он весь изменен, перестроен, оштукатурен по-другому, была снесена колокольня. Но, когда мы вошли сюда, поднялись на второй этаж (лестницы все тоже были изменены), здесь мы увидели огромную палату и поняли, что это та самая Соборная палата. Но храма не было. На месте, где теперь у нас арка, стояла кирпичная стена, а на месте храма, алтаря, были устроены какие-то мастерские (токарные, слесарные), чуть ли не туалеты.

Мы стали бороться за то, чтобы вернуть этот дом Церкви и чтобы он был собственностью Церкви. На это ушло 20 лет. Мы прошли тридцать судов, чтобы вернуть этот дом. Наш адвокат был расстрелян в упор.

Но все-таки дом вернулся. Потом прошло еще много лет, которые понадобились для того, чтобы вернуть ему его облик, чтобы его отреставрировать, чтобы его снова украсить, чтобы здесь снова действовали и жили храмы. Это храм в честь святого князя Владимира, который был построен святым Владимиром Богоявленским, строителем этого дома и первым священномучеником среди епископов. А внизу мы построили храм в честь святых Отцов Всероссийского Поместного Собора – Патриарха Тихона и Отцов, чьи имена перечислены на мраморных досках, которые находятся у входа в Соборную палату.

И вот теперь в этом святом месте мы вместе с вами молимся о том, чтобы здесь начать нашу новую жизнь, наше обучение. Мне бы очень хотелось, чтобы вы чувствовали, куда Господь привел вас, чтобы вы чувствовали святость этого места. Чтобы вы чувствовали общение с теми великими святыми, которые здесь готовили Русскую Церковь на подвиг мученичества, на подвиг исповедничества. Которые отсюда, из Соборной палаты, уезжали для того, чтобы там, в своих епархиях, быть убитыми за веру. Здесь святой Патриарх Тихон совершал Божественную Литургию, здесь он молился вместе с членами Собора.

Но вот пришло новое время, и случилось чудо, которое было предсказано святыми старцами в начале 20 века. Они говорили, что гонения кончатся, снова зазвонят колокола, снова засияют купола и кресты над храмами и народ снова пойдет в храмы молиться Богу. И это все случилось на наших глазах, мы стали современниками этого великого торжества – возрождения Русской Церкви. Торжества, можно сказать, которому не было равного за всю историю. Никогда не было такого времени, чтобы каждый день появлялся новый храм. Чтобы за несколько лет открылись тысячи монастырей, тысячи храмов. Когда столько людей пришли и захотели стать священниками, а другие — принять монашеский постриг. Крестилось множество людей. Это было особое время. И нам казалось, что вот, мы должны трудиться для того, чтобы весь этот народ, который пришел к Богу, в Церковь, узнал истинное учение Церкви, смог бы исповедовать свою веру сознательно, смог бы учить своих детей, смог бы проповедовать. Для этого нужно образование. Вот тогда мы и устраивали наш Университет. И долгое время в наш Университет был большой конкурс, хотя условий для учения настоящих у нас сначала не было совсем. Не было помещений, где можно было бы учиться комфортабельно, не было общежития, нечем было кормить студентов. Преподавателям нельзя было платить зарплату, потому что не было денег. И очень многие преподаватели работали здесь поначалу бесплатно. О стипендиях и речи быть не могло. А студенты, приехавшие к нам издалека, ночевали на вокзалах, потому что больше негде было ночевать. И ели, что придется. Некоторые даже попадали в больницу от голода. Но они хотели учиться – так сильно хотели учиться, что готовы были все трудности терпеть.

Со временем Господь дал нам все необходимое для жизни Университета. Теперь у нас есть прекрасное здание, и не одно; теперь мы можем жить нормальной жизнью: и общежитие, и библиотека – все у нас есть. Более того, теперь мы можем выдавать дипломы государственного образца – об этом сначала невозможно было даже и мечтать. Теперь теология стала государственной специальностью, можно защищать кандидатские и докторские диссертации, которые признаются государством.

Но только людей понемножку становится меньше – тех, кто хочет здесь учиться. Нет уже того энтузиазма, который был вначале. Теперь к нам приходят некоторые студенты, посмотрят на нашу жизнь, на общежитие: «Нет, это мне не подходит, мне это слишком трудно». И время стало другое. Если вы заглядываете в Интернет, то видите, как каждый день там появляются отвратительные, безобразные статьи, клевещущие на Церковь. Они написаны очень искусно, для того чтобы обмануть народ. Но только эти статьи дышат ненавистью к вере, ненавистью к Церкви. Мы на них не обращаем особого внимания. Но стоит вспомнить, что более ста лет назад именно так все и происходило. Была свободная пресса, и в прессе без конца бранили царскую власть, Церковь, издевались над духовенством, всячески старались внушить народу, что все это обман, что Бога нет, а священники торгуют «опиумом для народа». Я не случайно вспомнил эту глупую фразу, потому что буквально на днях, когда я отпирал дверь в свой дом, на улице мимо проезжал велосипедист, посмотрел на меня, человека в подряснике, и громко закричал: «Почем опиум для народа?» Так что все знакомое возвращается. И те же старцы, которые говорили, что гонения кончатся и наступит возрождение для нашей Церкви, предупреждали: «...Но только на самое краткое время». Потом снова придет гонение, а потом уже наступит конец мира.

И вот сейчас мы видим признаки того, что кончается время возрождения, и уже многое нам начинает напоминать, предвещать грядущее гонение на веру. Тогда, когда началось гонение на веру, сто лет назад, в Церкви было множество великих людей. Была великая богословская наука, были великие ученые, были замечательные образовательные учреждения мирового уровня; было множество замечательных священников, епископов, монахов. Было очень много людей – простых, верующих людей, крестьян, хранителей веры православной. Православное крестьянство жило удивительно чистой христианской жизнью. Конечно, не все, но в массе своей было именно так. Оно воспитывало большие семьи православных людей, которые потом отдавали свою жизнь на фронтах мировых войн – и Первой, и Второй, которые потом страдали в тюрьмах и лагерях, переживали голод. Это были люди, воспитанные еще верующими матерями, воспитанные в православных семьях. И когда началось гонение, эти православные люди отстояли веру ценой своей жизни. Они отдавали жизнь свою за веру. Они умирали, терпели пытки и страдания за веру Христову. И они победили. Победили гонителей.

А если теперь снова начнется гонение, что очень и очень правдоподобно звучит, тогда кто станет на защиту веры? Найдутся ли у нас такие подвижники, такие мужественные и крепкие люди? Найдется ли столько святителей, столько преподобных, которые согласятся умереть, но не отступят от веры? Это вопрос является самым главным для нас. Потому что именно подвигом веры стоит этот мир. Подвигом веры стоит Церковь. Быть христианином, как говорил Державин в далекое время, «не летом сладкий лимонад». Это не что-то такое легкое и сладенькое, приятное. Быть христианином – это значит идти на подвиг. Жизнь христианская – это подвиг. Найдутся ли подвижники для того, чтобы совершить этот новый подвиг?

Можно сказать, что наш Университет призван готовить новое поколение тех, кто будет стоять за веру, тех, кто не откажется, не предаст, как Иуда, не отречется от Христа в трудную минуту; тех, кто сможет ответить на все лживые доводы атеистов разумным исповеданием веры Христовой, кто сможет объяснить свою веру и научить не ведающих веру людей. Задача нашего Университета – приготовить таких стойких, чистых сердцем, крепких в вере служителей Бога. Не только священников и монахов, нет. Тех, кто будет трудиться в миру, тех, кто будет иметь христианские семьи, кто будет воспитывать новое поколение детей в вере. Поэтому главным в нашем образовании является все то, что научает вере. Это богословские предметы, это регулярная Служба в храме, это жизнь духовная. Всему этому мы очень хотим научить, всем этим поделиться. Указать этот путь всем, кто пришел сюда, в наш Университет.

Я желаю вам всем под Покровом Божией Матери и по молитвам святых новых мучеников, святого Патриарха Тихона ревностно трудиться, молиться Богу и преуспевать в вашей духовной жизни. Очень желаю, чтобы все вы нашли себе духовников, если у вас их нет. Чтобы вы стали постоянными участниками наших Богослужений. Кто-то будет петь, кто-то читать, кто-то помогать в алтаре, кто-то просто молиться – но чтобы все вместе мы совершали бы наше служение Богу. А потом вместе изучали бы очень важные богословские предметы. Чтобы все научались широкому христианскому кругозору, чтобы все научались понимать, что происходит в мире и каким должен быть христианский ответ. Здесь у нас есть частица мощей святого Патриарха Тихона, которой нас благословил Святейший Патриарх Кирилл, когда освящал наш храм. А завтра мы будем совершать первую в учебном году Литургию в храме Святого Патриарха Тихона и святых Отцов Всероссийского Поместного Собора. Те, кто сможет, приезжайте помолиться. Храни вас Бог.