1 /
Состоялась студенческая богословская конференция
PDF версия

Очередная научная конференция студентов и аспирантов богословского факультета прошла традиционно в Субботу Акафиста, 9 апреля. Кроме учащихся ПСТГУ в ней приняли участие представители Санкт-Петербургской духовной академии, Высшей школы экономики и Нижегородского педагогического университета.

Конференцию открыл своим приветственным словом декан БФ прот. Павел Хондзинский. В нем он подчеркнул важность таких конференций для студентов, которые имеют возможность тренировать навыки научной работы и обсуждения исследовательских проблем.

Пленарное заседание под руководством прот. Павла Хондзинского и зам. декана БФ по научной работе А. В. Анашкина открылось докладом игумена Серафима (Николина) (СПбДА) «Жизнь и деятельность святого Патриарха Тихона: археографический аспект». Тексты, созданные святым Патриархом Тихоном, вне зависимости от разновидности (послания, слова, беседы, речи, письма, богословские труды), относятся к первостепенным, важнейшим источникам для изучения его жизни и деятельности. Особенное значение имеют те из них, которые созданы после 1917 г. в период его Патриаршего служения, когда он возглавлял Русскую Православную Церковь в один из самых трудных моментов новейшей церковной истории. В текстах святителя всесторонне раскрывается его отношение к основным событиям советской эпохи, к власти и государству, поэтому обретает актуальность задача их поиска, археографической обработки и осмысления. В настоящее время отечественная наука располагает достаточно полным фондом посланий, слов, речей, писем и иных текстов, созданных святым Патриархом Тихоном. По нашим подсчетам в современной историографии опубликовано более 330 таких источников. Они дают полную возможность обстоятельно и верифицировано реконструировать все аспекты жизни и пастырского служения Святителя.

Доклад А. В. Макаровой (ПСТГУ) был посвящен теме «Место пророка в Новозаветной Церкви: сопоставление подходов В. С. Соловьева и М. М. Тареева». Он построен на анализе работ религиозного философа В. С. Соловьева «Три речи в память Достоевского» (1881-1883) и представителя академического богословия, профессора Московской Духовной Академии М. М. Тареева «Достоевский как религиозный мыслитель» (1907). Через предложенные авторами трактовки роли Ф. М. Достоевского как «предтечи» новых пророков или пророка в ограниченном национальными рамками ветхозаветном качестве рассматриваются не только подходы к пониманию места пророка как свободного творческого начала в новозаветной Церкви, но и сосуществующие в русской богословской традиции рубежа XIX–XХ веков противоположные подходы к соотношению Церкви и общества, христианства и культуры.

Третье сообщение сделал Н. В. Столяров (ПСТГУ) по теме «Четвертая песнь Раба Господня (Ис 52.13–53.12) в Флп 2.6–11». В нем рассматривается взаимосвязь между Гимном Христу (Флп 2.6–11) и четвертой Песнью Раба Господня (Ис 52.13–53.12). Проведен анализ предполагаемых лексических связей между двумя текстами. Рассмотрены и сопоставлены основные мотивы обоих текстов. Автор выделяет некоторые сходства и различия между исследуемыми отрывками и приходит к выводу о том, что звучание Песни Раба Господня в Гимне Христу возможно, но неправильно прочитывать Гимн Христу, только в свете рассматриваемого отрывка из книги Исаии.

Пленарное заседание завершилось докладом А. Грюнерт (ВШЭ) «Сравнение “Бесед на псалмы” Оригена из Codex Monacensis Graecus 314 и “Бесед на псалмы” свт. Василия Великого: характеристика рецепции оригеновской герменевтики на основе “Филокалии”». Задачей доклада было показать зависимость «Бесед на псалмы» свт. Василия Великого от «Бесед на псалмы» Оригена через те методологические установки, которые перечислены в «Филокалии», антологии оригеновских пассажей, приписываемой свт. Василию Великому и свт. Григорию Богослову. В качестве первого примера автор взяла главу 6 «Филокалии», где указывается, что Священное Писание подобно совершенному настроенному Божьему музыкальному инструменту, на котором играет либо читатель, либо толкователь (параллельные места в «Беседах» соответствуют толкованиям на Пс 15 у Оригена и Пс 33 и 45 у свт. Василия Великого). В качестве второго примера была выбрана глава 13, где предписывается использовать в качестве опоры для толкования античное философское наследие. Здесь показаны сходства и отличия в употреблении философского понятия «свободного выбора» (προαίρεσις) Оригеном в толковании на Пс. 76 и свт. Василием в толкованиях на Пс 33 и Пс 114.

После перерыва заседания конференции продолжились по трем секциям.

Богословская секция прошла под руководством зав. каф. систематического богословия и патрологии Г. Е. Захарова и проф. П. Б. Михайлова. Она открылась докладом Н. А. Потрясаевой (ПСТГУ) «Толкование песни на вавилонского царя (Ис 14.4–21)». Песнь из книги пророка Исаии (14:4-21), где идет повествование про падение Вавилонского царя, в святоотеческой экзегезе понималась по-разному. Этот текст содержит знаменитую фразу, которая по-славянски звучит как: «Ад доле огорчися, срет тя…» (Ис. 14:9). Данные слова известны всем из Пасхального Огласительного слова, приписываемого свт. Иоанну Златоусту, а также и из многих богослужебных текстов (например, Вел. Суббота, Утреня, Канон, Песнь 4), где этот отдельный библейский стих толкуется в смысле Схождения Христа во ад. Тем не менее, во многих древних святоотеческих комментариях (того же свт. Иоанна Златоуста) вся эта песнь понималась в противоположном смысле – как символическое описание истории падения сатаны. Есть в церковной традиции и другие толкования. В докладе была кратко описана история святоотеческой экзегезы песни на Вавилонского царя, описаны пять имеющихся вариантов толкования этих пророческих слов и обсуждены причины как появления противоположных по смыслу толкований, так и дальнейшего доминирования одного из них в церковном сознании.

Далее был заслушано сообщение С. А. Федорова (ННовгПГУ) «Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста». Оно было посвящено раскрытию евангельского учения о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста. В условиях большого падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов. Докладчик подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Анализ текстов святителя показывает несостоятельность такого мнения, а его высказывания, приводимые в защиту данного представления, могут быть интерпретированы иначе. В связи с этим, представляется некорректным противопоставлять свт. Иоанна Златоуста и блж. Августина в понимании нерасторжимости христианского брака. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каково было учение Восточной Церкви IV века по теме христианского брака.

Следующий доклад сделала А. В. Малкина (ПСТГУ) на тему «Древнееврейский язык для православного богословия: учебные труды проф. СПбДА И. Г. Троицкого (1858–1929)». Доклад посвящен незаслуженно “забытым” учебным трудам православного профессора – гебраиста И. Г. Троицкого, на протяжении 35 лет (1883 – 1918) преподававшего в СПбДА. В актовой речи “Значение древнееврейского языка в научном отношении” (1883), он изложил аргументы о необходимости изучения языка иврит для православного богословия. Кроме многочисленных научных трудов по ВЗ тематике (двух диссертаций, научных статей и рецензий), И.Г. Троицкий создал учебник – краткий систематический курс по грамматике древнееврейского языка (1897; 2-е изд. 1908), новшеством которого стало изложение морфологии “от имен”, согласно “модной” тенденции западной семитологии (П. де Лагард, Я. Барт), что помогало развить навык чтения на ранних этапах. Учебник решал проблему базовой подготовки студентов провинциальных семинарий, а также был полезен для студентов академий как адаптационный курс- введение. Идеализм ученого, мечтавшего о массовом освоении студентами духовных школ еврейской палеографии, осталcя только мечтой. Исключением стала работа “Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова” (1926) ученика – прот. Н. К. Чукова.

Секция завершилась выступлением С. В. Кравчука (ПСТГУ) «Догматический синтез христологии и пневматологии у протопр. Бориса Бобринского». В докладе рассматривались догматические исследования протопресвитера Бориса Бобринского, заведующего кафедрой догматического богословия и декана Свято-Сергиевского института. Исходя из библейских основ, святоотеческих толкований и литургических песнопений, отец Борис убедительно расширяет учение о Боге в Самом Себе. Триадология дополняется предвечным отношением почивания Духа на Сыне, а христология пересматривается с точки зрения пневматологии, где центральное значение имеет Личность Святого Духа, помазывающего Личность Иисуса Христа.

Церковно-историческая секция прошла под руководством зав. центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ проф. Н. Ю. Суховой и доцента кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Г. В. Бежанидзе. Два первых доклада были посвящены историко-литургической проблематике. Первым выступил М. А. Архипов (СПбДА) с темой «Справа чина Елеосвящения в Москве в XVII в. по материалам Требника». В середине XVII в. в Москве патр. Никон проводит книжную справу. Итогом данного процесса, в частности, становится появление редактированного Требника. Но до данного события были и другие попытки редактирования книг в Москве. В данном докладе будут рассматриваться исправления такой богослужебной книги, как “Потребник”, на примере чинопоследования таинства Елеосвящения. Цель доклада заключается в том, чтобы показать процесс книжной справы при патриархах Филарете, Иоасафе I и Иосифе.

Далее выступил также представитель СПбДА И. Д. Невзоров по теме «Изменение корпуса храмовых глав в славянских печатных Типиконах XVII века». В докладе приводились выводы после сравнения корпуса храмовых глав разных редакций Устава XVII в. и различия содержания храмовых глав разных редакций между собой, если они имеют указания для одного случая храмового праздника. Произведено сравнение храмовых глав Типикона 1610 года, Типикона 1633 года, Ока церковного 1641 года. Что же касается послереформенных редакций, храмовые главы Типикона 1682 г. и Типикона 1695 г. рассмотрены вместе, так как корпусы храмовых глав в них полностью совпадают.

Затем был заслушан доклад Н. А. Ванифатьева (ПСТГУ) «Оптинское старчество в отечественной историографии». Он посвящен изучению традиции старческого служения в Оптиной Пустыни (1830–1928 гг.). В рамках русскоязычной историографии мы выделяем три периода: с 1860-х гг. по 1917 г., с 1917 г. по 2000 г., с 2001 до настоящего времени. В каждом хронологическом этапе будут продемонстрированы основные исследовательские траектории, а также исторический контекст их развития. В докладе будет освещена тема преемственности научных работ трех периодов. В заключительной части доклада автор приведет оценку степени изученности проблемы оптинского старчествования и предложит свой подход к исследованию этого явления.

Последним было сообщение Д. Н. Комиссаровой (ПСТГУ) на тему «Научная деятельность ученого монашества МДА в 1909–1917 гг.». Доклад был посвящен академическому монашеству начала XX века. Внимание сфокусировано на учениках преосвященного Феодора (Поздеевского) по Московской духовной академии: иеромонахам Игнатию (Садковскому), Николаю (Могилевскому), Афанасию (Сахарову) и Пантелеимону (Успенскому). Выявлены основные положения их научной деятельности в период академического обучения.

Философско-религиоведческую секцию возглавил зав. кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ К. М. Антонов. Она открылась докладом М. В. Кребель (ПСТГУ) на тему «Концепция красоты в трудах С. Н. Булгакова». В докладе излагалась попытка реконструкции концепции красоты прот. С. Булгакова через понятие Софии в качестве самостоятельной идеи в его творчестве, имеющей важное значение для богословия и культурологических изысканий автора. Рассматриваются работы разных периодов, в которых фигурируют формулировки эстетических аспектов богословия мыслителя, способствующих изучению данной концепции. Обозначенные идеи красоты можно разбиты на два семантических поля, в ракурсе которых сосредоточено внимание Булгакова: богословская красота и красота в искусстве. Богословская красота раскрывается в труде «О Богочеловечестве. Утешитель», который может быть указан как источник наиболее полной и развитой концепции. Здесь восприятие красоты С. Н. Булгаковым связывается с ипостасью Св. Духа. В тоже время, концепция красоты в искусстве проистекает из богословской, где действие третьей ипостаси полагает собой начало красоты. В искусстве мы видим глубокую связь с сугубо духовным пониманием красоты, как богословской концепции, тесно связанной с ощутительным действием Св. Духа в мире. В том числе, Булгаков затрагивает в своей концепции аспект трагедии красоты, указывая на искажение подлинной духовной красоты, заменяя её материальной красотой форм тварного мира. В заключении приводится анализ влияния теоэстетики прот. С. Булгакова на современных мыслителей данного направления богословской мысли.

Следующим был доклад А. В. Перекатова (ПСТГУ) «Философские интерпретации образов мистерии Д. Байрона «Манфред» в истории русской мысли XIX-го – первой половины XX-го века». В докладе был сделан обзор шести различных попыток философской интерпретации образов «метафизической поэмы» Д. Байрона "Манфред"(1816 - 1817 гг.), которые осуществлялись в течение XIX - первой половины XX в. отдельными русскими литераторами и мыслителями. Были подробно разобраны интерпретации принадлежащие: С.П. Шевыреву, великому князю Константину Константиновичу (поэту К.Р.) и И.А. Гончарову, В.Д. Спасовичу, Н.А. Котляревскому, П.С. Когану. В конце выступления докладчик озвучил свои главные выводы — при определенной преемственности, а иногда и конфликтах интерпретаций, каждая новая попытка философского истолкования художественных образов произведения способствовала лучшему пониманию самого загадочного и мистического творения Лорда Байрона. Если выделить и синтезировать наиболее адекватные первоисточнику аспекты всех интерпретаций, то художественный феномен «Манфреда» в истории русской мысли можно считать вполне разъясненным. Доклад сопровождался ярким визуальным рядом.

Далее выступила Т. М. До Егито (ПСТГУ) с темой «Христианские мотивы в творчестве Арсения и Андрея Тарковских». Рассматривая культуру России исключительно в обобщенном глобально-историческом масштабе, мы рискуем потерять ее душу. Творчество семьи Тарковских дает нам живую возможность убедиться в том, насколько искусство и культура имеют индивидуально-человеческие черты. В поэзии Арсения Тарковского и в фильмах его сына Андрея Тарковского находим перекличку общих мотивов, главный из которых связан с темой бессмертия в ее библейском осмыслении.

Секция завершилась сообщением Д. М. Егоровой (ПСТГУ) «Концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере: -макроуровень, -мезоуровень, -микроуровень». Теория секуляризации — это некая интерпретация социальной реальности. Она многофункциональна: во-первых, она предлагает эпохальное объяснение современному секуляризованному обществу, ставшего «другим», во-вторых, объясняет уменьшение числа членов Церкви и снижение вовлеченности в церкви на основе современных изменений в социальной структуре общества, т. е. индустриализация, мобильность и урбанизация, которые относят религию и церковь к несущественной частной структуре. Доббелере в своей модели объединяет теории секуляризации Бергера, Лукмана, Уилсона и Лумана, так как считает, что перечисленные авторы анализируют секуляризацию в одном смысловом ключе вместе с Вебером – рассматриваются и обсуждаются проблемы на социальном уровне, касающиеся утери роли религии и рационализации всех подсистем. Концепция секуляризации бельгийского социолога религии К. Доббелере унифицирует некоторые теории секуляризации, приводя их к общей концепции «трехуровневой модели».

В заключение руководители секций подвели итоги конференции. Все сошлись во мнении, что доклады участников и их обсуждение были интересны и полезны для всех.

Вас могут заинтересовать :