1 /
Состоялась вторая научная студенческая конференция кафедры романо-германской филологии
PDF версия

12.05.2023 мероприятие прошло в очной форме в учебном корпусе на Иловайская улице с одновременной трансляцией на базе платформы Zoom. В конференции приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры кафедры романо-германской филологии ПСТГУ.

По просьбе заведующего кафедрой романо-германской филологии Льва Викторовича Писарева конференцию открыл доцент кафедры, кандидат филологических наук Владимир Сергеевич Макаров. Было отмечено разнообразие тем докладов, представленных студентами. Большинство докладов было сопровождено красочными и информативными презентациями.

Первым выступил студент 3 курса Сергей Кокорев (научный руководитель профессор М. Ю. Десятова) с докладом «Проблемы французской орфографии XVIII в. и попытки ее модернизации Ноэлем-Франсуа Де Вайи». В докладе речь шла о ряде трудностей, стоявших перед учеными, которые работали над улучшением и систематизацией французской орфографии в период между четвертым и пятым изданиями Словаря Французской академии. Также была представлена новая система диакритики, разработанная Ноэлем-Франсуа Де Вайи с целью расширения функционала акцентов.

Доклад студентки 4 курса Надежды Абалакиной был посвящен некоторым особенностям перекрестного употребления американской и британской лексики двух национальных вариантов английского языка (научный руководитель доцент О. В. Чукарькова). Материалом исследования послужили различные источники: блоги, статьи, корпуса, интервью, разговорные бытовые ситуации. Бритицизмы и американизмы преимущественно были найдены в публицистических текстах. Употребление американизмов связано с лингвистическими и экстралингвистическими причинами. Использование бритицизмов в речи носителей американского варианта английского языка может являться стилистическим приемом для достижения необходимого эффекта: повышение эмоционального заряда текста, его экспрессивности, контрастности и поддержание британского контекста при помощи ассоциаций, словесных образов и выражений.

Далее последовал доклад студентки 3 курса Александры Васляевой, посвященный теме словообразовательных и тематических особенностей новой английской лексики периода пандемии (научный руководитель доцент О. В. Чукарькова). В докладе рассматривалась одна из отраслей лексикологии — неология. Также были показаны различия между ее основными терминами — неологизмом и окказионализмом. В практической части были проанализированы 112 слов, возникших в период пандемии. Они рассматривались с точки зрения словообразования, семантики и сферы употребления. Докладчица пришла к выводу, что 70 % слов было образовано через способ называемый «blends», который подразумевает слияние двух слов в одно. Наиболее используемой основой для словообразования стала «corona» — образовано 33 лексемы. С точки зрения семантики можно выделить 5 обобщенных тематических направлений: 1. общественная и повседневная жизнь; 2. компьютерные технологии и социальные сети; 3. социально-экономическая сфера; 4. общественно-политическая сфера; 5. описание людей, их потребностей, взглядов, переживаний и эмоций. 4% составили неологизмы.

Доклад «Жанр “темной академии”: одержимость знанием» Саломии Гудовой (научный руководитель доцент Н. В. Шипилова) открыл выступления магистрантов. В докладе рассматривалась история и выявленные в ходе исследования основные элементы нового жанра «темной академии», такие как академический сеттинг, темы одержимости и смерти, а также критика образования и элитизма. Данный жанр еще формируется, и докладчица отметила также новые варианты романа «темной академии», добавляющие элементы сверхъестественного, ужасов и абсурда.

Следующий доклад «Мистика как прием в американском романе воспитания» был подготовлен другим студентом 1 курса магистратуры Александром Дяченко (научный руководитель доцент Н. В. Шипилова). В докладе предлагался анализ использования мистического элемента авторами романов воспитания. Докладчик привел краткое описание основных особенностей и применений данного приема на примере таких произведений, как «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Надвигается беда» Р. Брэдбери и других.

Екатерина Долженкова, студентка 4 кура (научный руководитель заведующи кафедрой РГФ, доцент Л. В. Писарев), представила доклад об обожествлении в произведениях Герберта Уэллса "В бездне" и Артура Конан Дойля "Маракотова Бездна". В обоих произведениях исследователи подводных глубин сталкиваются с подводными цивилизациями в мировом океане и их религией. Герберт Уэллс изображает подводную расу, поклоняющуюся людям как богам за их дары с поверхности, в то время как жители Атлантиды Дойла верят в духов и богов, а главный герой на время даже получает божественные силы в их глазах. В исследовании делается вывод о том, что подводный сеттинг позволил авторам не только создать произведение фантастики, но и выразить свое отношение к таким проблемам как «деификация» («обожение»), «европоантропоцентричность» и природа религии.

Далее выступала студентка 2 курса София Дроздова, чей доклад был посвящен анализу просодических средств популярных англоязычных видео-лекций в области изобразительного искусства, прочитанных в формате жанра talk (научный руководитель доцент О. В. Чукарькова). Материалом исследования послужили выступления сотрудников Лондонской Национальной Галереи, говорящих на стандартном британской варианте английского языка. В исследовании рассмотрены такие просодические средства, как ударение, темп, пауза и тембр, которые не только удерживают интерес, но и помогают вникнуть в суть повествования, облегчая понимание информации. Данные просодические средства (например, тембр) могут быть использованы художественно для того, чтобы передать ощущение картины. Было установлено, что эмфатические средства речи служат средством визуализации для описания фактурности материалов, изображенных на картине. Докладчик пришел к выводу о том, что выбор эмфатических средств обусловлен не только особенностями жанра выступления, но и его темой.

Продолжила конференцию студентка 3 курса Аглая Масальцева с докладом «“Несостоявшийся трагизм” в комедиях Шекспира» (научный руководитель доцент В. С. Макаров). В ходе доклада выступающий обратился к вопросу о том, что не дает развития трагическому в комедии, как трагическое «работает» внутри комической интриги. На примере пьесы «Много шума из ничего» докладчик исследовал проблему перехода трагического из категории «состоявшегося» в категорию «несостоявшегося».

В докладе студента 4 курса Антона Рядинского шла речь о таком ключевом образе, как «Эдемский сад» в английской поэзии позднего Возрождения (научный руководитель доцент В. С. Макаров). Основное внимание было уделено историческим мотивам, лежащим в основе формирования данного образа у выдающихся английских поэтов XVI-XVII веков. На примере их поэзии был проведен анализ, который свидетельствует о частотности использования образа Эдема, а также его популярности.

Завершил конференцию доклад студентки 3 курса Анны Яровой (научный руководитель – доцент А. В. Аксенов), в котором рассматривались образы молитвы в стихотворении Дж. Герберта «The Prayer I». Докладчик рассказывал о том, что молитва, как разговор с Богом, выполняет фундаментальную роль в лирике Герберта. Будучи протестантским священником, он понимал важность молитвы и старался передать эти знания и наставления своей пастве. Поэтому за стихотворениями мы видим не только талантливого поэта, но и благочестивого, ищущего Спасения христианина. Как размышления о молитве втягивают нас в саму молитву, так и произведения Герберта осуществляют этот переход — от описания к самому реальному действию и познанию.

Конференция прошла в теплой и благожелательной атмосфере. Студенты демонстрировали искреннюю заинтересованность в предметах, которым посвятили свои научные изыскания. Присутствующие преподаватели с удовольствием комментировали студенческие работы и давали студентам ценные советы по развитию выбранных ими для исследования тем, а слушатели задавали интересные вопросы.

Будем надеяться, традиция проведения подобных конференций станет частью жизни нашего факультета и нам предстоит еще много столь же дружеских и увлекательных встреч.

Ведущие конференции и преподаватели отметили высокий научный уровень докладов, возросший с предыдущей, первой Студенческой конференции кафедры, и глубокую заинтересованность участников научного мероприятия в предмете их научных исследований.

Участниками было отмечено, что выбранный смешанный формат конференции можно считать вполне удачным и использовать его в будущем.

Саломия Гудова, студентка 1 курса магистратуры германского отделения кафедры РГФ.