1 /
Состоялся доклад М. А. Пылаева о современных трактовках онтологического доказательства бытия Божия
PDF версия

19.05.2022 в рамках еженедельного семинара кафедры философии и религиоведения ПСТГУ состоялось открытое заседание семинара кафедральной исследовательской группы по теме «Отечественная и зарубежная философия религии и философская теология в сравнительной перспективе».

На семинаре был заслушан и обсужден доклад руководителя исследовательской группы профессора Максима Александровича Пылаева Максима Александровича Пылаева. Выступление было посвящено сравнительному рассмотрению трактовок онтологического аргумента бытия Божия, предложенных, с одной стороны, представителем русской религиозно-философской традиции С. Л. Франком и, с другой стороны, швейцарским протестантским теологом К. Бартом.

Основной задачей сравнительного рассмотрения был поиск ответа на вопрос о разграничении понятийной природы философского и теологического дискурсов. Как показал М. А. Пылаев, позиция Барта и позиция Франка в онтологическом доказательстве эксплицируют преодоление установки антропоцентризма (либеральной теологии) у Барта и субъективизма (нововременной философской традиции, начиная от Декарта) у Франка. Их общность прослеживается в своеобразных формах теоцентризма, теологического у Барта и философско-метафизического у Франка. Но выделяя одно и то же свойство абсолютной реальности, а именно, невозможность помыслить ее небытие, они в рамках разных дискурсов по-разному этого свойство анализируют.

Отдельное внимание было уделено своеобразности каждой из рассматривавшихся трактовок. Франк оперирует целым спектром философских стратегий: наряду с метафизическим мышлением в его творчестве присутствует методология диалогической философии, персонализма, феноменологии. Барт, в свою очередь, в своем антиметафизическом проекте использует такие формы философского дискурса, как диалогизм (событие Откровения, понимаемое в том числе в качестве трансцендирующей речи), экзистенциализм (христология, описываемая в категориях коммуникативной природы человека), неокантианство (через онтологизацию понятий чувственности и рассудка Г. Когена Хенриком Бартом), немецкий идеализм (все аспекты диалектики К. Барта) и другие.

Основным содержательным итогом сопоставления стало установление того, что – несмотря на существенное различие в понимании онтологического доказательства – и Франка, и Барта воспроизводят восходящий к Ансельму Кентерберийскому аргумент в «неклассической» форме, т. е. принципиально видоизменяя его в свете последующих историко-философских концепций.

За докладом последовала содержательная дискуссия, в которой, помимо коллектива исследовательской группы, приняли участие преподаватели и студенты кафедры философии и религиоведения. Отдельное внимание было уделено обсуждению вопроса о соотношении мистицизма, религиозности и рациональной философии в творчестве   С. Франка.