1 /
Состоялся семинар исследовательской группы кафедры философии и религиоведения
PDF версия

14.04.2022 был проведен первый в этом году семинар кафедральной исследовательской группы по теме «Отечественная и зарубежная философия религии и философская теология в сравнительной перспективе».

С докладом «Проблемы этики в феноменологии А. Райнаха» выступил участник исследовательской группы, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Александр Валерьевич Кольцов.

Во вступлении к докладу А. Кольцов указал на то, что этическая проблематика, как правило, не распознается в качестве одной из ключевых тем феноменологической философии. Инициированный Гуссерлем проект ассоциируется прежде всего с открытиями в области теории (интенциональная корреляция) и методологии (феноменологическая редукция, epoche) познания. В области религиозной философии феноменология опять-таки связывается главным образом с дискуссией о священном и со стремлением освободить эту категорию от морально-этических коннотаций. Специально посвящены этике труды Шелера и Гильдебранда, занимающие таким образом особую нишу в общем контексте феноменологического движения. В связи с этим неудивительно, что один из лидеров ранней мюнхенско-геттингенской феноменологии – Адольф Райнах – не оставил после себя ни одного специально этического исследования. Удивительно другое – то, Райнах считал именно вопросы этики центральными вопросами философии и постоянно пытался вернуться к их постановке.

В докладе был представлен первый систематический обзор этической проблематики во всем корпусе сочинений Райнаха. Во-первых, речь шла о сущностной специфике региона «нравственного». Во-вторых, была представлено учение о ценностях и особенностях их познания. В-третьих, было реконструировано учение Райнаха о личности и свободе. Особое внимание докладчик уделил значению категории «переживание» в этической мысли Райнаха.

Отдельно в ходе последовавшей за докладом дискуссии участники семинара обсудили радикальные представления Райнаха о свободе воли, которая, по мнению философа, не противоречит тезису о полной и безусловной детерминированности всех человеческих поступков. Были высказаны мнения о возможности философского – а именно, феноменологического – обоснования такой позиции и ее религиозно-философского значения.