1 /
Сотрудники ПСТГУ приняли участие в конференции на Соловках

25-26 августа 2020 года на Соловках в рамках Дней памяти жертв политических репрессий прошла научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». ПСТГУ был одним из организаторов мероприятия, кроме того, на конференции представили свои доклады профессор ПСТГУ Наталья Юрьевна Сухова и старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Татьяна Ивановна Шевченко.

Основные организаторы мероприятий – Соловецкий государственный музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь при поддержке Правительства Архангельской области. Значимое для всего региона событие собрало специалистов, исследователей, родственников репрессированных, представителей общественных и религиозных организаций, совместными усилиями которых «многогранно и разнопланово исследуется и раскрывается сложная, во многом до сих пор засекреченная тема репрессий».

Программа «Дней памяти» открылась мемориальной акцией на «Аллее памяти» и молебном в храме. Участников приветствовали Наместник и Игумен Соловецкого монастыря, директор Соловецкого музея-заповедника, епископ Одинцовский Порфирий и Благочинный Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин). В рамках «Дней памяти» состоялись также презентация новых изданий Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря, лекции, экскурсии, церковные службы. 

Традиционно центральным событием «Дней памяти» стала научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», которая в этом году прошла уже в шестой раз. Тематически заседания конференции были разделены на два блока: «Наука в лагере» и «Подвижники веры – узники Соловецких лагерей». 25 августа, в день открытия конференции, прозвучали доклады, посвященные судьбам научных деятелей – бывших узников лагерной системы.

Введением в тему стало выступление преподавателя Северного государственного медицинского университета, кандидата исторических наук М.А. Смирновой «Научное краеведение в Соловецком лагере особого назначения». В СЛОН велась активная научная деятельность. На архипелаге существовало Соловецкое общество краеведения (СОК), это было единственное научное общество, которое действовало в лагерях. Сначала оно было отделением Архангельского общества, затем стало самостоятельным. Докладчик остановилась подробнее на каждом из направлений деятельности СОКа.

О петербургском периоде жизни русского историка и этнографа Н. Н. Виноградова рассказала старший научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника М.П. Калатур. Сообщение научного сотрудника ООО «Архстройэкспертиза» (Архангельск) Л. В. Гундаковой было посвящено восстановлению биографии попавшего на Соловки в 1924 г. бывшего офицера Преображенского полка, историка-любителя А. П. Приклонского, который работал в лагерной канцелярии и занимался историко-археологическими изысканиями. Автор особое внимание уделила его историческим трудам лагерного периода.

В своем заочном докладе кандидат искусствоведения, доктор исторических наук И. Л. Кызласова (Москва) раскрыла основные вехи жизни и деятельности известного искусствоведа и реставратора А. И. Анисимова, который был арестовал в 1930 г. и отправлен в лагерь на 10 лет, однако в 1937 г. расстрелян. Анисимов опубликовал в иностранном журнале статью о Владимирской иконе Божией Матери, что вызвало подозрение в «шпионаже». Какое-то время с ним в одной камере в лагере проживал Д. С. Лихачев, поражавшийся неотмирной отрешенности реставрировавшего в лагере иконы А. И. Анисимова.

Значительным дополнением к общей теме заседания «Наука в лагере» стал доклад о заключенных – членах Общества изучения русской усадьбы, представленный сотрудницей Государственного музея А. С. Пушкина в Москве Н. А. Александровой «”Устремлены ввысь…”: члены Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) – узники СЛОНа». Отдельного внимания заслуживает сообщение кандидата филологических наук, клирика Соловецкого монастыря иерея Вячеслава Умнягина о лагерных начальниках, подготовленное на основе воспоминаний заключенных. Докладчик предостерег как от поспешной реабилитации «начальников», так и от слепого очернения их образов, предлагая вникнуть в мотивы их поведения, приведшие к деморализации и дегуманизации человека.

Во второй день конференции, в рамках пленарного заседания, были озвучены доклады под общей рубрикой «Подвижники веры – узники Соловецких лагерей». Наталья Юрьевна Сухова, доктор церковной истории, доктор исторических наук, заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования богословского факультета ПСТГУ, представила выступление на тему «Живое опытное познание Бога Спасителя: заданность и данность пути священномученика Игнатия (Садковского)». Ее доклад был посвящен одному из представителей соловецкого «архиерейского сонма» — свмч. Игнатию (Садковскому), причисленному к лику святых в 2002 г. В докладе были упомянуты основные вехи формирования и реализации Преосвященного Игнатия как пастыря, архипастыря, церковного деятеля и богослова.

Н. Ю. Сухова обратила особое внимание на духовно-учебный период этого пути: обучение в Московских Духовных семинарии и академии, участие в деятельности Пастырско-просветительского братства, влияние Преосвященного Феодора (Поздеевского), изучение аскетических трудов свт. Игнатия (Брянчанинова). Немалое значение и для формирования Преосвященного Игнатия, и для определения его дальнейшего пути оказало старческое руководство прп. Алексия (Соловьева) и «монашеское братство» Московской Духовной академии начала XX в., получившее свое продолжение в «Даниловской академии» 1920-х гг. На примере жизненного пути свмч. Игнатия (Садковского) автор доклада постаралась проследить истоки формирования особого феномена в истории российского новомученичества – «соловецкого».

Татьяна Ивановна Шевченко, кандидат исторических наук, кандидат богословия, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, в своем выступлении «Три инока – три судьбы: валаамцы Соловецких лагерей прмч. Галактион (Новиков), иеродиаконы Осия (Малиновский) и Иоанн (Оглоблин)» рассказала о том, как после пребывания в Соловецких лагерях сложилась жизнь троих валаамских пострижеников. Иеромонах Галактион (Урбанович-Новиков) был в 2000 г. прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, будучи расстрелянным в 1937 г. в другой ссылке, уже в Казахстане. Иеродиакон Осия (Малиновский), пошедший на сотрудничество с органами в 1928 г., хотя и был отпущен из Соловецкий ссылки раньше положенного ему 10-летнего срока, был почти сразу повторно арестован и расстрелян в 1937 г.

Выживший же после 10-летней ссылки иеродиакон Иоанн (Оглоблин), также в 1930 г. дававший подписку о «сотрудничестве», на воле честно и самоотверженно служил Церкви, с 1954 г. был настоятелем Троицкого храма г. Белеве, был посвящен в сан архимандрита, имел церковные награды, стяжал любовь и уважение паствы, предвидел свою кончину под Рождество 1972 г., скончался, мирно причастивших Святых Христовых Тайн. Докладчик подчеркнула, что советская власть на самом деле не желала диалога с «церковниками», поэтому именно «сотрудничавшие» иноки получали самые суровые приговоры, вплоть до расстрела.

Доцент Северного Арктического Федерального университета (Архангельск), кандидат филологических наук Е. В. Поликарпова и профессор САФУ, доктор филологических наук А. М. Поликарпов представили доклады, объединенные темой документально-художественной прозы-воспоминаний очевидцев лагерной жизни на Соловках 1930-х гг., на себе прочувствовавших все ужасы лагерного быта: «Судьба священнослужителей-узников Соловецких лагерей (на материале немецкоязычных книг А. С. Арсеньевой)» и «Судьба узниц Соловецких лагерей сестер Арсеньевых как подвижников веры через призму жизненного опыта писателя-эмигранта Евгения Гагарина (на материале немецкоязычных книг Андрея Русинова)».

Соловецкий музей-заповедник был представлен докладом организатора конференции, заведующей отделом истории Соловецкого архипелага А. П. Яковлевой об узниках Соловецкого лагеря в деле Воскресенской церкви Архангельска (1931 г.). Докладчик подчеркнула важность работы над следственными делами и ввода в научный оборот полученных данных.

Л. В. Скульская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (Москва), заочно представила онлайн-доклад «Арестное дело ОГПУ № 435 (1930 г.) о ”контрреволюционной церковно-монархической организации” в г. Ярославле и экс-депутате Первой государственной Думы России Д. А. Скульском как о ее ”организаторе”». Герой повествования Д. А. Скульский – родной дедушка выступавшей, поэтому повествование получилось эмоционально насыщенным и трогательным, что лишний раз подчеркнуло важность миссии по сохранению памяти поколений.

Не менее волнующим получилось онлайн-выступление президента отделения продовольственной безопасности Международной Академии Стандартизации (Москва), доктора экономических наук В. А. Поспелова «Молитвенная помощь новомучеников и исповедников Российских в становлении и развитии нового Российского государства». Докладчик – внук священника-новомученика Александра Поспелова – обобщил современное состояние усилий общества по осмыслению трагического опыта репрессий сталинской эпохи и призвал своих современников не забывать о молитвенном покаянии.

По итогам работы конференции планируется издание сборника научных трудов. Согласно сайту Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, «дни памяти жертв политических репрессий и конференция “История страны в судьбах узников Соловецких лагерей” – значимые события не только для научного мира, но и для широкой общественности.

В настоящее время мировое сообщество, в том числе и музеи, ищут новые способы и форматы обращения к “сложному” наследию. Умалчивать об этих страницах истории чревато повторением ошибок. Но как найти нужные способы рассказать о тех противоречивых и неоднозначных в оценке временах? На этот непростой вопрос организаторы и участники соловецких мемориальных встреч и пытаются найти ответы. Важным достижением можно считать уже сам факт формирования круга единомышленников, который сплотился вокруг мероприятий Дней памяти и научной конференции. Для всех них дорого осознание того, что Соловецкие острова должны быть территорией совместного изучения и осмысления темы политических репрессий и исправительных лагерей».

Соловецкий лагерь особого назначения был создан в 1923 г. Он стал испытательной площадкой, полигоном для будущих лагерей ГУЛАГа. С 1933 г. Соловецкий лагерь был штрафным отделением Беломоро-Балтийского комбината, с 1937-го по 1939 гг. это была Соловецкая тюрьма. Точных данных о том, сколько узников прошло через лагерь и тюрьму на Соловках, нет, поскольку многие архивы уничтожены или до сих пор закрыты. Ориентировочно в Соловецком лагере содержались от 80 до 100 тысяч человек, от 15 до 20 тысяч узников погибли.

В статье использованы материалы сайта Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника