1 /
«Спойлерить» и «начит»: феномены современной речи в освещении наших студентов
PDF версия

18.11.2023 магистранты ПСТГУ выступили на конференции Байкальского государственного университета.

Магистранты 1 курса направления «Русская и славянская филология» Елизавета Козарева и Ирина Шубина приняли дистанционное участие в XIV Всероссийской научно-практической конференции «Лингвистические парадигмы и лингводидактика», организованной Байкальским государственным университетом. Елизавета и Ирина представили доклады, подготовленные под руководством заведующей кафедрой славянской филологии Е. Р. Добрушиной и доцента кафедры Е. О. Борзенко.

Доклад Елизаветы Козаревой был посвящен особенностям употребления заимствованного слова спойлер со значением ‘преждевременно раскрытая информация’ в современном русском языке. Елизавета описала особенности синтагматики и синтаксиса этого слова и привела примеры распространенных производных слов — например, спойлерить или спойлерный. В заключение наша студентка рассказала, почему данная лексема популярна в современной речи: в указанном значении слово спойлер заполнило собой семантическую лакуну.

По словам Елизаветы, работа над докладом была занимательной. «Мне кажется, это очень интересно (хотя и не всегда просто) — пытаться с разных сторон рассмотреть языковые явления, которые рождаются и меняются у нас на глазах. Этим интересом я во многом обязана Екатерине Роландовне Добрушиной и Екатерине Олеговне Борзенко, которые учат нас подмечать и правильно фиксировать такие вещи да и просто заражают своим неравнодушием к жизни языка», — сообщила студентка.  

Выступление Ирины Шубиной было посвящено сжатой форме лексемы значит в разговорной устной и письменной речи. Ирина представила анализ цепочек последовательного редуцирования этого слова и рассмотрела частотность употребления разных форм (например, знач и начит). Особое внимание она уделила тем случаям, когда значит является глаголом (в конструкциях типа Что знач помогите), поскольку наличие сжатых форм у глагола говорит о хорошем усвоении редуцированных форм носителями языка.

Ирина поделилась своими впечатлениями от подготовки доклада: «Я очень рада, что смогла продолжить тему, начатую еще на третьем курсе бакалавриата. Тогда я анализировала только устную речь и на ее примере последовательно рассматривала фонетические изменения слов. Теперь, опираясь на наработки, я смогла посмотреть, какие устные редуцированные формы были освоены на письме».

После выступления докладчики ответили на вопросы слушателей.

Поздравляем наших магистрантов с хорошим представлением докладов и желаем им успехов в дальнейшей научной работе!

Вас могут заинтересовать :