17.05.2023 состоялся очередной научный семинар в рамках разрабатываемой факультетом церковного пения ПСТГУ научной темы «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика».
Руководитель исследовательской группы – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки ПСТГУ И. П. Шеховцова. Руководитель научного семинара – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки О. Н. Соколова.
Тема семинара: «Духовное музыкальное наследие русских композиторов конца XIX – первых десятилетий XX века. А. А. Архангельский и А. Д. Кастальский».
Предложенная к обсуждению тема, посвященная проблемам изучения русской духовной музыки рубежа XIX – XX веков, первых десятилетий XX века, своеобразно раскрылась в докладах выпускников факультета церковного пения, представивших к рассмотрению деятельность и творчество двух видных православных композиторов, представителей петербургской и московской школ, живших в одно время, испытывавших живой творческий интерес к церковной музыке и хоровому исполнительству, перенесших каждый по-своему тяготы грозных революционных лет и военного времени. Новое направление в русской музыке и его идеи раскрылись с большой полнотой в творчестве А. Д. Кастальского. А. А. Архангельский, хотя его деятельность иногда связывают с тем же направлением, в сущности, был далек от особой приверженности к древним напевам как основе истинного церковного пения: его поиски лежали в ином русле.
Доклады:
- Ангелина Владимировна Ямпольская (студентка V курса Факультета церковного пения)
Александр Андреевич Архангельский: основные аспекты творческой деятельности. Специфика формообразования в Херувимских песнях.
Первый доклад был посвящен рассмотрению важнейших тенденций деятельности выдающегося дирижера и регента А. А. Архангельского, в течение полувека трудившегося на ниве хорового исполнительства, руководителя творческого коллектива, неизменно получавшего высочайшую оценку многочисленных слушателей как в России, так и за рубежом. С этой стороной художественной деятельности А. А. Архангельского непосредственно связаны и его музыкальные произведения, раскрывающие высокий профессионализм их автора, будь то литургические (богослужебные) сочинения, духовные концерты или обработки народных песен. Особое внимание в докладе было уделено формам церковных песнопений А. А. Архангельского, позволяющим составить представление об их специфике, в частности, Херувимским песням.
- Анастасия Алексеевна Кулешова (студентка V курса факультета церковного пения ПСТГУ).
Новое направление и деятельность А. Д. Кастальского
Во втором докладе были затронуты важнейшие аспекты многосторонней деятельности А. Д. Кастальского, одного из ярких представителей Нового направления, реализовавшего важнейшие смыслы и идеи этого направления в собственном духовно-музыкальном творчестве, в своих литературных трудах, в музыкальной педагогике и хоровом исполнительстве. Предметом особого внимания в докладе стали работы А. Д. Кастальского «Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций А. Кастальского», «Основы народного многоголосия» и другие труды, дающие материал для обсуждения, полемических высказываний и взвешенных оценок. В качестве образцов духовного музыкального творчества были рассмотрены отдельные произведения композитора, в частности, ирмосы воскресные и ирмосы праздников, что позволило автору более полно представить сделанное композитором для богослужебной музыки и русской музыкальной культуры в целом.
В обсуждении прозвучавших докладов приняли участие преподаватели кафедр истории и теории музыки и хорового дирижирования, студенты V курса факультета церковного пения.