1 /
Тридцать выпускников дистанционной программы «Теология» сдали итоговый экзамен

С 2 по 4 июня 2020 года в Институте дистанционного образования ПСТГУ проходила итоговая аттестация у выпускников программы профессиональной переподготовки «Теология».

Самая длинная программа ИДО рассчитана на 3,5 года, и все это время слушатели занимаются через интернет. По традиции очно проводится лишь итоговый коллоквиум — на него приезжают учащиеся из разных городов и стран, чтобы впервые лично встретиться друг с другом и с преподавателями и ответить на вопросы по пройденным предметам. Но этим летом традицию пришлось нарушить и провести аттестацию виртуально, в Системе дистанционного обучения ПСТГУ.

Итоговый коллоквиум отличается от привычного экзамена тем, что каждый выпускник не только отвечает по своему билету, но и может дополнять ответы однокурсников, что также влияет на итоговую оценку. Такое собеседование с группой продолжается долго, и, для того чтобы перенести его в дистанционный формат, пришлось разделить тридцать выпускников на пять небольших групп, назначив каждой свое время для аттестации.

В каждой мини-группе слушали и дополняли друг друга по вопросам билетов, а затем коллективно анализировали фрагменты текстов, содержащих догматические ошибки и искажения вероучения. Трудность состояла в том, что отвечать на вопросы билета приходилось без подготовки. Однако все выпускники благополучно справились с заданиями, а восьмерым участникам аттестации ни помехи связи, ни волнение не помешали продемонстрировать отличные знания.

Для сотрудников ИДО очень важна завершающая курс очная встреча с учащимися, поэтому вынужденная смена формата экзамена многих огорчила. Однако у такого формата нашлись и свои плюсы.

Елена Олеговна Новикова, преподаватель ИДО:

«В целом слушатели, на мой взгляд, достаточно полно себя раскрыли на экзамене в вебинаре. Наверное, для сдающих экзамен находиться дома, в своем кресле перед компьютером более комфортно. Видно было, что они себя держали более свободно, чем в аудитории. Поэтому с точки зрения оценивания полученных знаний эта форма вполне подходит. Однако любой экзамен — это также форма обучения и взаимодействия с преподавателями. Живое общение всегда более многогранно. Экзамен в аудитории позволяет не только оценить знания, но и продолжить обучение.

Кроме этого, сама форма дистанционного экзамена более сухая. Очередность высказываний, вынужденное сокращение реплик, комментариев, невозможность видеть живую реакцию, эмоции сразу на лицах всех присутствующих делают экзамен более скучным. Но тем не менее экзамен прошел на очень хорошем уровне, объективно показал результат совместных трудов преподавателей и слушателей, а также дал возможность и слушателям немного пообщаться между собой».

Среди неожиданных плюсов преподаватели ИДО отмечали, что атмосфера в небольших группах получилась более камерной и, несмотря на дистанционный формат и случавшиеся у некоторых выпускников помехи со связью, слушатели все-таки активнее дополняли друг друга. Коллективный анализ текста также проходил очень живо.

Преподавателям, живущим далеко от Москвы и всегда наблюдавшим за аттестацией через вебинар, дистанционный формат позволил чувствовать себя на равных с остальными участниками экзамена и лучше оценить знания выпускников во время их ответов и обсуждения текстов.

Вячеслав Евгеньевич Тихонов, преподаватель ИДО:

«Третий вопрос принял совсем иную форму, интересно было наблюдать, как рождаются идеи и как корректно работают слушатели. Преимущества — компактные группы, не так утомительно по времени (это, конечно, для сдающих, а для председателя комиссии — сложнее). В маленьких группах возникает творческая атмосфера, начинается даже коллективная работа».

Александр Адольфович Попов, преподаватель ИДО:

«С одной стороны, многое зависит от технических средств — как мы видели, случаются неполадки (но качество связи растет, на мой взгляд). С другой стороны, есть ряд преимуществ: как сдающие, так и комиссия с наблюдателями могут находиться дома или в другом удобном месте. Не надо никуда ездить, что особенно актуально для иногородних и иностранных учащихся. Благодаря этому формату и состав комиссии может быть расширен, и наблюдателей достаточно много. Волнение, думаю, должно быть меньше, хотя об этом лучше спрашивать самих учащихся. Ответы на вопросы и дополнения к ним похожи на те, что были в очном формате. Понравилось обсуждение третьего вопроса — действительно, похоже на «Что? Где? Когда?».

Иерей Владимир Андони, преподаватель ИДО:

«В сравнении с вебинарами, которые транслировались раньше из аудитории с очным экзаменом, этот формат более понятен — общий регламент для всех участников. На очном экзамене через камеру не всегда понятно, кто говорит, проблемы со звуком, если кто-то забыл придвинуть микрофон или забыл включить его, — все это создает трудности восприятия. А здесь, даже с учетом того, что у кого-то из отвечающих связь плохая, все равно более или менее понятно».

Слушателям ИДО встречи с преподавателями в вебинаре привычнее, чем учащимся очных программ ПСТГУ, – ведь они все годы учебы работали в системе дистанционного обучения и уже не раз участвовали в онлайн-мероприятиях. Но и для них экзамен – особое событие, которое привычнее в очной форме. «В общем можно сказать, что было непривычно сдавать экзамен в таком формате, — отметил выпускник программы «Теология» Петр Эдгарович Зиле, живущий в Лондоне. – Но мне понравилось, я бы сказал, в каком-то смысле это было даже удобно, так как я лучше пишу на клавиатуре, чем ручкой. При этом для студентов, живущих не в Москве, такой онлайн-коллоквиум позволяет не тратить уйму времени, денег и нервов, связанных с поездкой и проживанием. Но я был бы очень рад увидеть всех».

Возможность лично встретиться и пообщаться с выпускниками во время итоговой аттестации очень ценна и для преподавателей института, поэтому в следующем учебном году мы надеемся вернуться к привычному формату экзамена. А выпускников, которым выпало сдавать экзамен на расстоянии, поздравляем с успешным завершением долгой и напряженной учебы. Надеемся, что знания, ради получения которых пришлось приложить немало усилий, не только будут полезны им самим, но и помогут принести пользу ближним!