1 /
Церковные реформы Петра I в докладах Ежегодной богословской конференции ПСТГУ
PDF версия

В начале ноября прошла секция Ежегодной богословской конференции ПСТГУ «Церковные реформы императора Петра I в контексте модернизационных процессов XVII века».

Мероприятие было организовано Научным центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ в рамках проекта «Самообнаружение Церкви в России конца XVII – начала XX вв.: полемика, история, экклесиология». Тема секции была приурочена к 350-летию со дня рождения Петра Великого.

Церковные реформы Петра Великого имели эпохальное значение для последующей истории российского православия, и вместе с тем они подвели итог предыдущей эпохе. Насколько петровские преобразования находились в русле традиционных, средневековых представлений русского общества? Какие петровские новации уже имели место в России до эпохи Петра? Эти и другие смежные вопросы задали повестку Петровской секции конференции.

Секция стала продолжением конференции 2021 года, посвященной 300-летию Синодальной реформы. Как отметила одна из организаторов секции профессор ПСТГУ Наталия Юрьевна Сухова, после большой обзорной конференции прошлого года было естественно перейти к изучению и обсуждению более конкретных вопросов, таких как просвещение в Петровскую и последующие эпохи, создание Святейшего Синода, его статус и отношение к царю и т.д. Такая фокусировка внимания на узких темах плодотворна, о чем свидетельствуют заданные на секции 2022 года авторам докладов вопросы и возникшие обсуждения.

На встрече было представлено семь докладов о преобразованиях Петровской эпохи и предшествующего ей времени:

  • Сухова Наталия Юрьевна, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ и почетный доктор СПбДА – доклад «Петровская эпоха – начало “настоящего просвещения”: миф или реальность?». Просвещение – одна из главных тем, связанных с Петровской эпохой: о просвещении много писалось и говорилось, предпринимались решительные действия для его развития. Однако результаты этих действия «на благо просвещения», как и суть вводимого просвещения и современниками Петра, и последующими поколениями оценивалось неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно.

    Предваряя основную часть доклада, Наталия Юрьевна рассмотрела понятие «просвещение» в христианской истории: от Священного Писания Ветхого и Нового Заветов до XVIII в. В Писании и наследии отцов – прежде всего, церковных мистиков, а также у авторов русской традиции до XVI в. под «истинным просвещением» понимается прежде всего просвещение Божественной благодатью, ибо только Бог – истинный Свет. В Новое же время более актуальной становится иная смысловая нагрузка термина «просвещение» – развития учености и школьности, интеллектуального просвещения.

    В основной части доклада автор рассмотрела тексты Петровского времени – прежде всего, авторства преосвященного Феофана (Прокоповича): его академические лекции по риторике и богословию, Духовный регламент и «Регулы семинарии». Были выделены проблемы церковной жизни, которые, с точки зрения автора Регламента, можно было решать только путем развития духовного просвещения: проблемы, связанные с богослужением и духовной литературой; распространившиеся суеверия и «идолослужение»; ложные чудеса, мощи и святыни; раскол, явный и тайный. Н. Ю. Сухова выделила и те пути, которыми предлагал преосвященный Феофан развивать духовное просвещение: составление «книжиц» для просвещения простого народа и духовной литературы для разных по образованности слоев российского общества, подготовка образованных пастырей, всяческое побуждение духовенства к духовному наставлению паствы; проповеди; ревностному богослужению; включению приходских общин в духовное делание.

    Особое внимание в докладе было уделено конкретным формам школ, предлагаемым преосвященным Феофаном: архиерейские школы для подготовки пастырей для конкретной епархии, а также Академии – школы общецерковной и общегосударственной значимости с обширным курсом не только богословских, но и общеобразовательных наук.

    В заключение автор подвела первые итоги развития духовного просвещения в Петровскую эпоху. Был сделан вывод о том, что, несмотря на неоднозначность результатов, в начале XVIII в. была заложена основа духового просвещения. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми был связан этот процесс, в условиях Нового времени и нового понятия науки и просвещения иной путь вряд ли был возможен.  

  • Крылов Алексей Олегович, кандидат исторических наук (МГТУ им. Н.Э. Баумана, ПСТГУ) – доклад «Православное образование раннего Нового времени: от Патриаршей школы до Московской академии».

  • Башнин Никита Викторович, кандидат исторических наук (Санкт-Петербургского института истории РАН) – доклад «Старое и новое в описях архиерейских домов 1701–1702 гг.»

  • Петрушко Владислав Игоревич, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ – доклад «Фискальные меры Петра как фактор инициации Синодальной реформы».

  • Бежанидзе Георгий Вениаминович, кандидат богословия, доцент ПСТГУ ­– доклад «Архиепископ Феофан Прокопович как автор проекта Духовной коллегии». Доклад был посвящен вопросу учреждения Духовной коллегии, впоследствии переименованной в Святейший Синод. Автору удалось продемонстрировать, что автор проекта, архиепископ Феофан Прокопович видел Духовную коллегию как сугубо церковный, а не государственный орган управления. Поэтому переименование Коллегии в Синод было вполне логично и произошло без каких-либо возражений.

  • Рогожин Александр Александрович, кандидат исторических наук (Орловский музыкальный колледж) – доклад «Генеалогия, политическое богословие и священная топография в “Слове приветственном на пришествие в Киев Его Царского Пресветлого Величества” Феофана Прокоповича»

  • Григорьев Антон Борисович (ПСТГУ) – «Истоки формирования почитания династии Романовых в Русской православной Церкви во второй половине XVII века».

В дальнейшем Центр истории богословия и богословского образования ПСТГУ планирует в рамках Ежегодной богословской конференции организовать последовательное изучение и обсуждение вопросов, связанных с синодальной эпохой и предшествующей ей периодом. Как отметил один из ведущих конференции Георгий Вениаминович Бежанидзе, обе конференции – 2021 года и секция 2022 года – способствуют углубленному изучению синодального периода и освобождению его от различных мифов и распространяемых публицистикой стереотипов. Наталия Юрьевна в конце заседания обратилась к присутствующим на секции студентам с пожеланием, чтобы они включились в проводимые в нашем университете исследования и продолжили их, внеся свой вклад в развитие озвученных на встрече тем.

Запись конференции можно посмотреть по ссылке.

Фото: Сергей Пронин