Щенникова Людмила Александровна
«У нас не было личного времени – время принадлежало добрым делам»
PDF версия

Первые годы факультета церковных художеств ПСТГУ – в рассказе ведущего научного сотрудника Государственного музея-заповедника «Московский Кремль» Людмилы Александровны Щенниковой.

Когда в 1990-е годы открылись катехизаторские курсы, они проходили и в аудиториях Первой градской больницы при храме благоверного царевича Димитрия. Будучи духовной дочерью отца Аркадия Шатова, ныне епископа Пантелеимона, я вступила в сестричество – общину сестер милосердия – и также стала посещать эти курсы. Лекции нами очень подробно записывались, у меня сохранились все конспекты того времени. Благодаря этим лекциям я получила тогда очень хорошую подготовку.

Затем возникла идея на базе этих курсов создать институт. Надо сказать, что с отцом Александром Салтыковым, замечательным искусствоведом, мы дружили с юности, он крестил мою дочь. После окончания МГУ, в 1974 году, я получила направление в Музей Московского Кремля, где работала сотрудником. Отец Александр предложил мне участвовать в составлении программы обучения и преподавать – я сразу согласилась и стала привлекать друзей и знакомых: профессор МГУ, доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова, руководитель моей дипломной работы, согласилась преподавать византийское искусство. Я взяла на себя древнерусское искусство и иконографию, потом привлекла еще Владимира Дмитриевича Сарабьянова, с которым мы разделили курс – он читал о монументальной живописи, а я об иконах. Занятия по музееведению проходили в фонде древнерусской живописи музея-заповедника «Коломенское» под руководством хранителя фонда Ольги Анатольевны Поляковой.

Конечно, все держалось на энтузиазме, на общественных началах, никто никаких денег не получал. Очень хотелось, чтобы идеи православного образования развивались, чтобы как можно больше людей приобщались к культуре, православию, хотелось помочь найти им дорогу к Богу.

Нужно было находить не только время для преподавания, но и особый подход к студентам. Тогда приходили учиться в основном две категории слушателей: первая ­ это глубоко верующие люди, получившие благословение учиться, но не имеющие никаких знаний, малообразованные. Для таких студентов, которые очень хотели учиться, но обладали недостаточными базовыми знаниями, мы вели дополнительные занятия и беседы. Помню, даешь на семинарах тему, а эти девочки готовят ее по какой-то популярной литературе – приходилось направлять, объяснять, как надо заниматься источниками, что есть научная литература. Другая категория слушателей – это, наоборот, люди состоявшиеся, это было их второе образование, но при этом они были «условно верующие»: для них Церковь, храм, Бог – теоретические категории. Для таких слушателей надо было так рассказывать, так преподавать, чтобы у них возникло чувство живой веры.

Конечно, это было особенное время. Это был период подвижничества, мы все горели энтузиазмом – после такого длительного застоя у людей открылась возможность говорить о вере, христианском искусстве, и они всей душой, всем сердцем стремились к познанию и к Церкви. У нас не было личного времени – время принадлежало добрым делам. И сегодня очень нужно, чтобы было больше молодых преподавателей и молодых священников, которые продолжили бы этот благословенный путь просвещения. Здесь у Свято-Тихоновского университета большие перспективы, Бог вам в помощь!