1 /
Участники круглого стола обсудили допустимость термина «эстетика тождества» в изучении церковного искусства
PDF версия

2.02.2024 в ПСТГУ состоялась встреча представителей факультета церковных художеств – богословов, художников и искусствоведов.

Тема, предложенная для обсуждения, – «эстетика тождества» по отношению к языку иконописи. Термин «эстетика тождества» использовал Ю. М. Лотман в своей работе «Структура художественного текста» для описания истории развития поэтики. В современной ситуации постепенной утраты значимости слова «канон» для церковного искусства мы могли бы развивать свою точку зрения в дискуссии, также применив термин «эстетика тождества», поскольку иконописный язык, являясь своеобразной поэтикой, имеет похожую историю развития. Для иконописца важно сохранить этап тождественного воспроизведения образов, так как разнообразие стилистических традиций церковного искусства еще не исчерпано в нашу эпоху.

Открывая работу круглого стола, заведующая кафедрой иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко обратила внимание на то, что современная художественная среда настойчиво требует от искусства, и в том числе церковного, непременного «развития». Однако у современных художников, творящих в церковной среде, на самом деле нет ясного целеполагания, кроме как разрушить границы и «скрепы». Иконописцев часто обвиняют в чрезмерной тяге к копированию, их искусство считается «вторичным», устаревшим и ремесленным.

Тем не менее христианство – это богословие ПОДОБИЯ. Причем на всех уровнях бытия. Это значит, что в основе всего лежит один единственный ПЕРВООБРАЗ, стремление к которому и желание сохранить который и есть православие как таковое.

Искусствовед Оксана Головко представила краткий обзор двух выставок церковного искусства в Московском Доме Художника на Кузнецком мосту в 2022-м и 2023-м годах, показав тем самым актуальность проблемы разделения пути церковного искусства на «новое» и «традиционное». Она рассказала о том, как произведения, представленные на этих выставках, раскрыли стилистическое разнообразие современного церковного искусства, достаточное для того, чтобы художники могли создавать произведения без спекуляции на чем-то необычном и «небывалом». Например, всегда интересны своим мастерством и оригинальным взглядом работы современных художников, таких как Александр Солдатов, Ирина Зарон, протоиерей Андрей Давыдов и многих других.

«Поскольку Ю. Лотман применял термин «эстетика тождества» к литературным концепциям, можем ли мы использовать этот же термин по отношению к искусству иконописания?» – обратилась к собравшимся ведущая круглого стола Юлия Алешкова, выпускница ПСТГУ, сотрудник просветительского отдела Государственного Музея имени Андрея Рублева.

Иерей Максим Крижевский, культуролог, кандидат искусствоведения, соглашаясь с Юлией, высказал опасение, что такая попытка переноса гуманитарного метода на богословскую тематику может повредить защите канона и традиции в церковной эстетике: «Методами анализа нецерковного искусства исследовать церковное искусство нельзя. Мы можем сделать философскую ошибку. Ведь Лотман был структуралист, а значит, для него очень важна логика. Тождество — это то, что имеет неизменяемую константу, при этом переменные могут очень различаться». Отца Максима, тем не менее, не смутил сам факт заимствования из литературоведческого дискурса. Он сказал, что это приемлемо в гуманитарной науке.

Тождество не то же самое, что равенство. Можно ли неизменяемой константой для эстетики тождества в церковном искусстве назвать достижение христианского первообраза? «Я бы использовал понятие внутренней формы. «Прообраз» как некое идеальное представление. То, насколько мы раскрываем в себе образ Божий, для людей искусства – главная тема. В той мере, в какой мы отобразили в себе этот Образ, в той мере мы способны отобразить Его в своем искусстве», – утверждает отец Максим. Он вспомнил слова философа Флоренского о том, что «к исследованию символа надо подходить не снизу вверх, а сверху вниз».

О разнице между церковной живописью и религиозным искусством католиков рассказал Александр Дмитриевич Мысык, выпускник ПСТГУ, преподаватель института «Со-действие»; о работе иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, о методах изучения старинных образцов и фрагментов для получения новаторского и красивого современного результата, рассказала преподаватель ФЦХ Мария Олеговна Глебова.

Дискуссия получилась очень живой и плодотворной. Студенты ФЦХ и художники, близкие к Церкви, также присутствовали при обсуждении. В результате собрание смогло разрешить вопросы причастности «эстетики тождества» к произведениям церковного искусства, определить области рассуждения об этом явлении, в котором православные церковные художники и специалисты не погрешат против Божественной истины. В целом термин «эстетика тождества» был принят в работу для дальнейшего осмысления и внедрения в иконоведческий понятийный аппарат.

Вас могут заинтересовать :