1 /
Участники семинара обсудили отражение древнерусских традиций в современном музыкальном творчестве
PDF версия

22.11.2023 состоялось очередное семинарское занятие в рамках разрабатываемой исследовательской группой факультета церковного пения темы «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика», к которому были привлечены педагоги и аспиранты всех факультетских кафедр.

Организатором занятия, руководителем исследовательской группы, кандидатом искусствоведения, доцентом И. П. Шеховцовой и двумя докладчиками была предложена к обсуждению тема «Отражение образов Древней Руси и древнерусских церковно-певческих традиций в современном музыкальном творчестве».

Так, в первом сообщении преподавателя кафедры истории и теории музыки Ольги Сергеевны Горюновой «Древнерусское храмовое искусство в музыке современных отечественных композиторов» был представлен целый ряд сочинений Ю. М. Буцко, В. Г. Кикты, К. Е. Волкова, Р. К. Щедрина, В. Ю. Калистратова, написанных в основном в 70–80-е годы ХХ века – в преддверии духовного возрождения, начавшегося после празднования 1000-летия Крещения Руси. Обращаясь к шедеврам древнерусской иконописи и зодчества, именитые композиторы отразили свои замыслы в самых разных жанрах – от симфонии и концерта до кантаты, оратории и даже балета. Интерес к отражению образов Древней Руси в музыке, вероятно, побуждался и благодаря кинематографу: в частности, у Ю. М. Буцко обе его симфонии-сюиты – «Древнерусская живопись» и «Господин Великий Новгород» – звучат в одноименных фильмах. В качестве итогового вывода также прозвучала мысль, что несмотря на индивидуальный подход, композиторы зачастую прибегают к использованию сходных приемов: цитируют древнерусские распевы или подражают им либо народно-песенному мелосу, имитируют колокольный звон или вокально-хоровое звучание.

Сообщение второго докладчика – аспирантки 1 курса кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Марии Юрьевны Хохловой – «О принципах раcпевания по древним образцам в Степенных антифонах митрополита Ионафана (Елецких)» посвящено изучению духовно-музыкального творчества нашего выдающегося современника. В центре внимания оказался жанр воскресных антифонов Октоиха, полный цикл которых был создан митрополитом Ионафаном в бытность служения регентом в Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии (1970-1980-е годы). Это сочинение, имеющее две редакции (первоначальную – для мужского состава и более позднюю – для смешанного хора), впервые прозвучало в исполнении семинарского хора под управлением автора на погребении митрополита Никодима (Ротова) 10 сентября 1978 года. Сопоставление с сочинениями других авторов, писавших на тексты степенн, показало своеобразие композиторского подхода митрополита Ионафана, выразившееся не только в чутком следовании за словом, но и в глубоком погружении в традицию (опора на разнообразные образцы, сохранение древней структуры распева и проч.), которое можно сравнить с работой средневекового мастера-распевщика.

Затронутые в докладах исследовательские проблемы, равно как и представленные наблюдения и выводы, вызвали живой отклик у собравшихся и последовавшее заинтересованное обсуждение, вновь подтвердив необходимость и плодотворность подобных встреч в «неформальном» формате.

Следующее занятие факультетского научного семинара планируется провести во втором учебном семестре (март 2024 года) и посвятить его теме сохранности церковно-певческой традиции в современной старообрядческой среде.

Вас могут заинтересовать :