1 /
Доцент Д. А. Цыганков выступил с посвященной Дню студента лекцией
PDF версия

28.01.2023 в лектории Государственного исторического музея состоялся доклад доцента кафедры истории России XIX века – начала ХХ века исторического факультета МГУ, заведующего кафедрой истории России историко-филологического факультета ПСТГУ Дмитрия Андреевича Цыганкова «Парламент несовершеннолетних: студенческая субкультура в России в конце XIX – начале ХХ века».

Выступление было приурочено к Татьяниному дню, отмечавшемуся 25 января.

В ходе продолжавшегося около двух часов выступления докладчик затронул следующие вопросы: 1. Университет как культурный феномен; 2. Студенты как составной элемент развития университетской культуры в Европе и России; 3. Основные этапы становления студенчества в России; 4. Формы объединения студентов в России; 5. Ценности российского студенчества в конце XIX – начале XX веков.

По мнению лектора, до 1830—1840-х годов нельзя говорить о студенчестве у нас в стране как об определенном единстве и сообществе, связанном общими ценностями. Отдельные русские студенты в немецких университетах известны с конца XV века. Свыше 10 выходцев из России практически одновременно отправились на обучение в Европу в эпоху Борис Годунова в начале XVII века. Сотни русских студентов учились в Европе в   XVIII веке. Однако собственно на российские реалии формирования студенческой субкультуры этот опыт заграничного обучения русских студентов практически не влиял.

В русской культуре студенты стали более или менее заметным явлением с эпохи Николая I. Собственно говоря, кружки А. В. Станкевича, с одной стороны, и А. И. Герцена — Н. П. Огарева, с другой, явно обнаружили две альтернативы в развитии русского студенчества. С одной стороны, студенты стали частью подпольного мира и в силу юношеского максимализма и непримиримости стали создавать различные утопические проекты (кружок Герцена-Огарева).  С другой, стремились обрести цельное мировоззрение, где инструментом для достижения цели являлась наука.

Стремление решать насущные вопросы коллективно и считать, что предложенные собственные ответы лучшее, что есть в российской интеллектуальной практике, также стали особенностями заносчивой и горделивой студенческой субкультуры к середине XIX века, когда студенты в Санкт-Петербурге и Москве впервые вышли на улицы столичных городов со своими требованиями. Собственно говоря, именно профессор Московского университета и правовед Б. Н. Чичерин сравнил университеты в 1861 году с парламентом несовершеннолетних.

Вся вторая половина XIX – начало ХХ  века – это непрекращающиеся попытки студентов-политиков создать мощные подпольные организации, наподобие Союзного совета студентов в Московском университете в 1890-е годы, которые будут контролировать и направлять студенческую жизнь в сторону политической активности. Во многом подобные организации, по справедливому замечанию крупнейшего специалиста по истории российского студенчества А. Е. Иванова, стали своеобразными предынтеллигентскими организациями либерального толка. При этом в новых политических студенческих организациях понятные требования политического характера (свобода слова, собраний, мечты о гражданском обществе) были до неузнаваемости изуродованы и превратились в способ шантажа не разделяющих методы внедрения этих ценностей в общественное сознание лиц. При этом активные студенты-политики, будучи меньшинством в университете, пытались навязать свои взгляды большинству студентов.

Лектор призвал дополнить традиционные подходы к изучению студентов-политиков рубежа веков изучением сложного диалога «академических» и «политических» студентов и студенческих организаций этой эпохи, не сводя при этом всю студенческую жизнь к истории противостояния с властью.

Вас могут заинтересовать :