1 /
В Николо-Угрешской семинарии состоялась конференция по проблемам церковного искусства
PDF версия

26.01.2023 факультет церковных художеств ПСТГУ провел конференцию в рамках ХХХI Международных Рождественских чтений в Николо-Угрешской семинарии. Встреча студентов и преподавателей двух богословских вузов была посвящена теме «Искусство Церкви и вызовы модернизма».

В приветственном слове ректор семинарии иеромонах Мефодий (Зинковский) отметил важность этой встречи для студентов, будущих священников и иконописцев. Затем декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоирей Александр Салтыков выступил с докладом о богословском обосновании церковного канона и необходимости учиться видеть и сохранять гармонию как эстетический критерий искусства. «Что мы видим, то и изображаем. Что мы видим очами духовными, то и будем изображать в своем творчестве. Как изобразить вечное? Для этого в церковном искусстве есть понятие знака и образа». Отец Александр призвал не терять умение считывать знаковый язык церковного искусства, чтобы без искажений изображать то вечное, что открыл нам Иисус Христос.

Протоиерей Николай Чернышов, доцент кафедры иконописи ПСТГУ, представил концепцию канона как идеальную вертикальную прямую связь земли и неба, разработанную в древности и не потерявшую своей актуальности. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», – процитировал отец Николай слова Священного Писания (Мф. 3:3; ср. Ис. 40:3). Отец Николай рассказал о своем опыте дискуссии с представителями западного мира искусства, когда он получил подтверждение враждебности этого мира по отношению к церковному канону. Он предупредил собравшихся студентов о том, что им как будущим священникам и церковным художникам еще предстоит столкнуться с этой враждебностью. «Людям становится неприятно говорить об истине, о Христе, и это уже не свободное высказывание частного мнения, а агрессивное навязывание негативного отношения».

Священник Владимир Стасюк, кандидат богословия, доцент Николо-Угрешской семинарии, затронул конкретную проблему: изображение в виде иконы святого семейства, в котором святой Иосиф представлен как «мужчина, полный сил, обнимающий Богоматерь с Младенцем». Отец Владимир показал примеры таких «икон» и объяснил, каким образом, через западноевропейскую школу живописи, давно подчиненную доктрине гуманистического протестантизма, появились такого рода изображения, зрительно искажающее православное представление о воплощении Христа от Пречистой Девы.

О проблемах столкновения так называемого «научного изучения» текстов Священного Писания и церковного подхода к ним рассказала в своем докладе Мария Владимировна Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ. Она предложила понятие «методологический гностицизм» - когда исследователь отрицает в себе верующего православного человека ради «правдивости исследования». Предположение людей эпохи Просвещения о том, что при изучении Священного Писания есть возможность отказаться от вероучительных аксиом, использовать только научный метод гипотез, оказывается в корне ошибочным. Любые попытки объяснить или понять Писание как текст, неминуемо приводят к проблеме веры в то, о чем благовествует само Писание. Исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью выбора онтологии.

Заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ Екатерина Дмитриевна Шеко предложила рассмотреть проблему качества иконописного письма. Какая техника и какой подход к изображению наиболее верно отражает реальность инобытия: академическая манера письма, средневековая иконопись или абстрактный модернизм? Она показала слайд-фильм с историческими и современными примерами икон и фресок в различной стилистике и обратила внимание на то, что каждый современный церковный художник обязан стремиться к верности православному вероучению, а не к самопиару или экспериментам с художественной формой.

В заключение старший преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии Олег Семенович Птушкин выступил с рассказом о десакрализации Образа по всему Западному миру и показом итоговых «произведений», созданных в результате этого процесса. «Православие – единственная конфессия, продолжающая обращаться к Богу через иконы». Он призвал студентов, составляющих будущее Православия, не забывать об этом в наше время, когда вызов модернизма становится все более агрессивным и лукавым.

Конференция прошла в атмосфере живого диалога. Студенты семинарии, задавая интересные вопросы, показали свою богословскую и интелектуальную подготовку. Студенты-иконописцы не менее заинтересованно высказывали свое мнение, особенно обращая внимание на визуальные примеры произведений, относящихся к предмету дискуссии.

После конференции и чаепития студенты семинарии провели для гостей экскурсию по территории древнего Николо-Угрешского монастыря.

Вас могут заинтересовать :