25.11.2022 в рамках Международной научной конференции «Византийское наследие в истории христианства: к 30-летию со дня кончины протопресвитера Иоанна Мейендорфа» состоялось заседание секции «Византийское наследие в богословии русской эмиграции». Модератором секции выступил П. Б. Михайлов (ПСТГУ).
В целом работа секции вновь показала, что русская духовная школа в изгнании унаследовала традиционный для русской Церкви интерес к своему духовному истоку ― православной Византии. Несмотря на сложные обстоятельства эмигрантского существования, на этом этапе своей истории русское богословие сумело добиться замечательных успехов в изучении византийского наследия. Известные преимущества, которыми располагала русская церковная наука в византинистике до революции, были использованы сполна и преумножены в эмиграции.
Работа секции открылась докладом декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского на тему «Ареопагитский корпус в русском богословии первой трети ХХ века». Основным предметом стала триадология Ареопагитского корпуса в интерпретации В. Н. Лосского. Докладчик обратил внимание на содержащиеся в этом прочтении противоречия, возникающие из-за произвольной трактовки Лосским некоторых терминологических особенностей Ареопагитик.
Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) представила доклад «Аскетика, «софийность» и мистика в богословской концепции архимандрита Киприана (Керна)». Н. Ю. Сухова выделила два «поля напряжения»: аскетика и «софийность»; аскетика и мистика; два подхода к миру, образованию, науке, культуре, творчеству. Докладчик постаралась выделить не только основные положения архимандрита Киприана, связующие аскетику, «софийность» и мистику, но и их взаимосвязь, претендующие, с точки зрения автора доклада, на целостность и концептуальность.
В. А. Баранов (к. филос. н., Социологический институт РАН ― филиал ФНИСЦ РАН) представил доклад на тему «Иконоборческие споры в Византии: наследие о. Иоанна Мейендорфа 50 лет спустя», в котором поставил проблему места историко-религиозного исследования в современной секулярной академической науке. История иконоборчества и иконопочитания в Византии не может быть понята вне широкого контекста религиозных и интеллектуальных движений своего времени, поэтому наиболее плодотворным и перспективным подходом является комплексное исследование. Пример такого рода изучения показывают труды протопресвитера Иоанна Мейендорфа, явившего не только высокий академический уровень, но и глубокое внутреннее сродство со своим материалом.
Д. И. Макаров (д.филос.н., ЕДС) выступил с докладом на тему «Дискуссия о Боге как Сущем, экзистенциализм св. Григория Паламы и споры о Метохите. Интеллектуальная традиция протопресвитера Иоанна Мейендорфа и осмысление наследия Феодора Метохита». Докладчик представил широкую панораму новейших исследований ранней стадии паламитских споров, которые изобилуют различными оценками онтологической терминологии Паламы, его предшественников, оппонентов и последователей, оспорив утверждение протопресвитера Иоанна Мейендорфа о будто бы имевшей место ориентации Метохита на Пселла: если для Пселла Бог ― «Единое», то для Метохита ― «Сущее», что ближе к Исх. 3:14.
П. Б. Михайлов (ПСТГУ) выступил с докладом «Концепция обожения в византийском богословии по протопресвитеру Иоанну Мейендорфу», в котором была поставлена проблема возможностей современного понимания доктрины и опыта обожения. Для представления этого учения были приведены выдающиеся свидетельства из ранней и византийской патристики. На фоне ста лет интенсивного изучения темы сначала в русских, а затем и в международных исследованиях был оценен вклад в тему протопресвитера Иоанна Мейендорфа, состоящий не столько в раскрытии самой доктрины, сколько в её контекстуализации в свете учения свт. Григория Паламы и предшествующей ему византийской традиции.
С заключительным докладом выступил священник Вячеслав Патрин (Ph.D., Волгоградский государственный университет) на тему «Парижская школа богословия в контексте современной антропологической проблематики». В выступлении был отмечен неисчерпанный потенциал русского богословия в изгнании для православного свидетельства в современном мире.